Беда в еде? - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+18 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Беда в еде?

Беда в еде?

Проблема фальсификации и безопасности пищевой продукции существует очень давно. Все просто - от фальшивой еды, как и от фальшивых денег, некоторые люди умеют получать неплохие доходы.

  • 22 Октября 2008
  • 1544
Фото - Caravan.kz

В США и странах Западной Европы, где «молодой» капитализм при своем становлении ради прибыли готов был нарушать все и всяческие правила, еще в восемнадцатом веке приняли строгие законы, жестко наказывающие фальсификаторов продуктов и лекарств.
Качество и безопасность, правдивая информация для потребителя — прежде всего.
В Советском Союзе, при его тотальном государственном контроле и использовании преимущественно своего пищевого сырья, эта проблема, тем не менее, также присутствовала. Ходила даже байка, как некие предприимчивые «цеховики» якобы скормили гражданам Союза чуть ли ни тонну туалетной бумаги, подмешивая ее в докторскую колбасу…
Я специально поинтересовался у бывшего главного технолога Алматинского мясокомбината Анны Легкунцовой, специалиста с сорокалетним стажем: могло такое быть?
— Что вы! У нас была такая система ветеринарного, санитарного и технологического контроля, что такого просто не могло случиться! Да и как ухитриться смешать бумагу и фарш, как сделать их однородными и по консистенции, и по цвету, и по вкусу?.. Я считаю это мифом, порожденным всеобщим дефицитом той поры. Добавки в мясные изделия были, но исключительно натуральные — перец, другие специи, сухое молоко, иногда даже коньяк — для некоторых сортов колбас. Но — бумага?! Вздор это все…
Однако проблема безопасности того, что мы едим, не исчезла и в современном Казахстане. Недавно в стране был введен временный запрет на продажу и употребление молочных пищевых смесей и детского питания китайского производства. Это стало реакцией казахстанского Минздрава на события в соседнем Китае, где уже почти пятьдесят три тысячи детей отравились детским питанием, в которое производители добавляли химическое вещество — меламин. Делали они это для того, чтобы производимая ими продукция «соответствовала» китайскому ГОСТу, где требовался высокий уровень белков. Результат — девять детей умерли, у остальных обнаружились тяжелейшие поражения почек, печени, сотни детей находятся в реанимации.
Реакция мирового сообщества последовала незамедлительно. О запрете продажи и импорта всей молочной продукции — до соответствующих проверок — сообщили страны Евросоюза, Малайзия, Индонезия, другие страны Юго-Восточной Азии, Африки, а также США, Япония, Россия, страны СНГ — эстафета запретов идет по всему миру. Многие мировые производители, использующие в производстве китайское молочное сырье, срочно бросились проверять его на присутствие меламина. И нашли — в конфетах и батончиках фирмы Nestle, производимых в Китае. Продукцию быстро изъяли, но имиджу фирмы нанесен мощный удар.
Вообще в этой истории, которая приобрела международный размах, до сих пор не все ясно. Зачем вообще китайская компания «Саньлу» это делала? Химик-технолог Айдарбек Кусиков, к которому я обратился за разъяснениями, пожимает плечами:
— Я сам в недоумении! Меламин — химический продукт, являющийся основой для получения меламиноформальдегидной смолы. Это материал, используемый для отделки столешниц и других деревянных частей мебели… Никаких белков в нем нет и быть не может, а использовать его в качестве повышения в продукте протеина так же нелепо, как добавлять в муку для повышения питательности цемент!
Очевидно, его использовали как «обманку»: при химическом анализе на него возникала похожая химическая реакция, как на протеины. Во всяком случае ясно, что если такое делалось сознательно — это мошенничество и преступление — ведь давно известно, что меламин токсичен. При попадании в организм человека данное вещество способствует образованию камней в почках и язве мочевыводящих путей.
И это не первый меламиновый скандал в Китае. В 2007 году из-за употребления произведенного в Китае корма с содержанием меламина заболели и погибли тысячи собак и кошек в США. Как стало затем известно, меламин добавлялся китайскими производителями для искусственного повышения показателей протеина в кормах для животных. Мурки и Шарики с американской «пропиской» стали первыми безвинными жертвами человеческой алчности. Но тогда это дело спустили на тормозах.
— Санэпиднадзор Минздрава РК проводит повсеместные проверки с целью обнаружения и пресечения реализации или использования детского питания и сухого молока китайского производства, — заявил недавно главный государственный санитарный врач страны Анатолий Белоног. — Проверка идет по всей стране, есть соответствующее постановление Минздрава. Пока фактов обнаружения детских молочных смесей и сухого молока из Китая нет.
Однако оптимизм главного санитара страны выглядит чрезмерным, если попристальнее вглядеться в ситуацию на молочном рынке нашей страны.
Следует учитывать то обстоятельство, что Казахстан чрезвычайно зависим от импортного молока, которое, в основном, поставляется в страну именно в сухом виде. Собственное производство этого продукта составляет всего чуть более 5 тысяч тонн в год — при потребности в 15 тысяч тонн. Остальное, примерно 10 тысяч тонн, импортируется, в том числе, и из Китая. Проверить все это огромное количество сухого молока, которое идет не только на производство сыров, кефира и йогурта, но и для хлебопечения, изготовления колбас, конфет, кондитерских изделий и многого другого, у санэпидслужбы просто нет физических возможностей.
Ведь даже соответствующих методик, технологий химического анализа продуктов на меламин санитарные врачи Казахстана до последнего времени не имели и вынуждены были, как признался сам А. Белоног, срочно получать их из Москвы! А многие областные санэпидслужбы до сих пор такой анализ проводить не могут, образцы исследуемой продукции нужно посылать на анализ в Астану или Алматы… О какой же полной и объективной проверке можно в такой ситуации говорить?
К тому же, проверке подвергаются только молочные продукты и детское питание, а как быть с тысячами мелких мясоперерабатывающих, кулинарных и кондитерских цехов и предприятий по всей стране, где сухое молоко — один из важнейших ингредиентов выпускаемой продукции — конфет, пирожных, булочек, тортов? Мало того, что их просто физически не проконтролировать слабыми силами санитарной инспекции, они сегодня защищены и мораторием на проверки предприятий малого и среднего бизнеса!
Так что огромная часть сухого молока по-прежнему остается вне контроля и может нести потенциальную меламиновую угрозу… Ведь сколько сотен и тысяч тонн этого продукта завезли в Казахстан до введения санитарного запрета — никто не знает.
А не знает потому, что в Казахстане все больше растет контрабанда продовольствия. Дело стало выгодным для криминала после стремительного роста мировых цен на продукты питания.
По данным некоторых специалистов пищевого рынка, сегодня до 20 процентов продовольствия завозится в страну нелегально.
Выгода двойная: не нужно платить таможенных сборов и налогов и можно, подделав сертификаты качества, сбывать по низкой цене недоброкачественную продукцию. Власти, как всегда, уверяют, что таможенники надежно стоят на страже экономической безопасности страны. О «расторопности» и «честности» последних, с учетом непрекращающихся коррупционных скандалов в ведомстве, много говорить не приходится. Факты же говорят об обратном: контрабанда сырья и продовольствия растет и контроля за этим процессом, по сути, нет.
Недавно, например, в Северном Казахстане в результате операции спецслужб был задержан контрабандный автокараван из Китая. В кузовах машин — именно продовольствие — сухое и сгущенное молоко, масло, сыры… А сколько еще таких караванов благополучно достигли покупателей? И тысячами ручейков контрабандная, никем не проверенная продукция растеклась по стране.
И в нашем ближнем зарубежье, границы с которым, по сути прозрачны, совсем не благополучно. Несколько складов сухого молока, отравленного меламином, обнаружили в соседней России — в Хабаровске, Хакассии, в Томской области. А в соседней Киргизии санитарные службы вообще не могут проверить содержимое пакетов и коробок с сухими молочными смесями — нет специалистов и методик!
А ведь и оттуда в Казахстан огромным потоком и почти беспрепятственно идет поток импортного продовольствия… Китайская пищевая продукция, под другими марками и брендами, может попасть в к нам и из других стран — в сложившейся ситуации никто сегодня не даст гарантий, что такого не произойдет.
И в этих условиях усилий одних санитарных врачей для предотвращения меламиновой угрозы совершенно недостаточно. Нужно пересмотреть всю цепочку санитарно-эпидемиологического контроля пищевой продукции на границах страны; дать полномочия санитарным врачам в любой момент проверять любое предприятие на безопасность еды и ее компонентов; ужесточить наказание за ввоз заведомо опасной продукции и подделку сертификатов соответствия и других документов.
Пора определиться, что лучше: потратить немного средств на увеличение числа всесторонних лабораторных анализов продуктов или на лечение сотен и тысяч наших граждан?

Фото с сайта http://img.obozrevatel.com