А вот портрет «властных» структур, по-моему, создать легче легкого. И за основу необходимо брать один-единственный критерий — поведение высших чинов.
Довелось мне на днях посетить департамент внутренних дел города Алматы. Машину припарковал за три квартала — порядки, слава богу, знаем-с. Встреча в десять утра, опаздывать неудобно, бегу-поспешаю, диктофон на ходу проверяю. Здание само по себе весьма и весьма внушительное — еще бы, столько внутренних дел, разве их в простом офисе решишь! И расположено как бы на горочке (видимо, в силу особого рельефа вполне равнинной местности). Ну, это все так, детали, по ходу моего шагания вдоль решетки по периметру. Как вдруг — стоп! Метров за сто, там, где граница служебной автостоянки и, собственно, начало восхождения к парадному подъезду — красно-белый шлагбаум.
Рядом крепыш в бронежилете тормозит всех граждан. Очень вежливо, правда. Просит отойти в сторонку и подождать. Граждане привычно покорно отходят, поеживаясь на утреннем холодке. «А что случилось, и сколько ждать? — лезу искать правду-матку. — Я журналист, у меня интервью назначено». «Не знаю, сколько, — отвечает крепыш. — Министр проедет, тогда пройдете». Ах, вот в чем дело! Как ни странно, собравшаяся — вполне приличная, кстати, на вид — публика реагирует довольно задиристо. Слышны возгласы типа: да что же это такое… ну и безобразие… как будто кто-то на него покушаться будет… да не нужен нам ваш министр…пустите, у нас дела…можно подумать, у меня базука в сумочке… Возмущаемся, конечно, для себя — парню наши реплики по фигу, он службу исполняет. Вот в его рации слышится резкое кваканье, и он просит нас отойти еще более «в сторонку». Ну, что делать, отходим на дальние позиции. Проносится несколько тонированных авто — господин министр соизволили прибыть! Минут через пять нас пущают. Пока я выписываю пропуск, вижу, как широкую лестницу, которая до этого была цела и здоровехонька, спешно перекрывают барьерами с надписью «Идет ремонт». Видимо, в лифте террориста блокировать проще, ежели что. Но позвольте, ведь на входе стоит рама-сканер, через которую и мышь с миллиграммом тротила не должна проскочить. Тут же — боец в полной бронежилетной выкладке с автоматом. К чему же такие предосторожности? А это вовсе не предосторожности, думается мне. Это, как говорится, понты корявые.
За границей министры, а то и целые их кабинеты время от времени вынуждены подавать в отставку — один квартиру любимой женщине оплачивал, другой в ресторане поужинал с местным бизнесменом. Непонятные они какие-то. Шведский министр социальных проблем, к примеру, отказался от служебного автомобиля (не говоря уж о сопровождении) и по городу перемещается с помощью муниципального транспорта.
Видать, народа не боится…