«На сегодняшний день современные форматы торговли находятся под давлением неравной конкуренции со стороны базаров. Развитие торговых сетей позволит постепенно переориентировать спрос потребителей от рынков к магазинам. Мы естественным образом создадим жесткую конкуренцию рынкам», — заявил Тимур Жаксылыков, выступая на заседании комитета мажилиса по экономической реформе и региональному развитию, посвященному проблемам в сфере розничной торговли.
Для выполнения поставленной задачи будет сделано 4 последовательных шага: внедрение системы планирования размещения торговых объектов; ввод новой классификации торговых форматов, соответствующих международным стандартам; усовершенствование законодательной базы страны, которая сейчас препятствует эффективному функционированию и развитию современных торговых форматов; внедрение меры государственной поддержки розничной торговли, в том числе через инвестиционные преференции.
«Для этого мы предполагаем создание в Республике Казахстан к 2018 году не менее 3 отечественных сетевых операторов, с общей численностью не менее 40 точек по всей республике и с общей торговой площадью не менее 90 000 кв. метров в каждой из сетей торговых операторов. В последующем к 2020 году предполагается создание не менее 5 сетевых операторов, с общей численностью не менее 100 торговых точек и с общей торговой площадью не менее 120 000 кв. метров в каждой из сетей торговых операторов», — пояснил вице-министр национальной экономики.
Властями рассматривается возможность осуществить поддержку данного направления через инструмент «Дорожная карта бизнеса — 2020», а также предоставить такие преференции, как освобождение от уплаты импортных пошлин при ввозе торгового оборудования и предоставление натурных грантов.
«В результате мы предполагаем до 2020 года довести долю современных форматов в общем объеме торговых площадей до 50% (на сегодняшний день 30%); увеличить степень консолидированности рынка с 6,5% в 2013 году до 20%», — сказал Тимур Жаксылыков.
Помимо всего прочего, Минэкономики предлагает стимулировать объединения малых торговых форматов, что позволит создать эффективную систему дистрибуции, снизить удельные издержки, сократить посреднические звенья в цепочке поставок и выйти напрямую на производителей. В данном направлении основной упор государственной поддержки предполагается направить на строительство и ремонт производственных и складских помещений, приобретение оборудования, франчайзинговые соглашения в сфере торговли между иностранными брендами и местными предпринимателями, а также малыми торговыми форматами, как инструмент стимулирования развития современных торговых форматов.
«По сути, мы говорим о том, что объединение малых торговых форматов (возможно и туда войдут магазины, которые появятся на месте действующих рынков) приведет к появлению новых торговых сетей»,- подвёл итог Тимур Жаксылыков.