Защитников природы не услышали?
По заверениям представителей нефтяного консорциума, добывать большую нефть на Кашагане начнут в нынешнем году. В поддержку нефтяных операций на побережье Каспия построили четыре береговые базы. Три из них – в Мангистауской области. Одна – Северо-Каспийская экологическая база реагирования на нефтяные разливы (СКЭБР) – в 22 километрах от Атырау, в районе поселка Дамба.
В СКЭБР входят центр реагирования на разливы нефти, служба экологического и метеорологического наблюдения, материально-техническая база снабжения. Будут задействованы 12 судов, среди них баржа поддержки, мини-буксирные суда, скоростные катера. Объект построило ТОО “ТенизСервис”, стоимость объекта – 40 миллионов долларов.
Казалось бы, базу важно было построить как можно ближе к морскому нефтяному месторождению, чтобы, случись авария, быстрее на нее отреагировать. Но поднялась волна возмущений независимых экологов. Они долго бились против стройки, считая, что объект попадает в непосредственную близость от заповедной зоны на побережье Каспия. В заповеднике – уникальные флора и фауна… Экологи высказали опасение, что в случае разлива нефти суда, занятые в ее сборе, попросту загрязнят реку Урал. Предлагались альтернативные варианты расположения базы, не в дельте реки. Но борцов за сохранение хрупкой природы Северного Каспия не услышали.
Нефтяные опасения Атырау
Кто будет эксплуатировать базу реагирования на нефтяные разливы, пока не ясно. Есть разные предположения, но считается, что региональное подразделение Министерства по чрезвычайным ситуациям и компания NCPOC нефтяного консорциума. Между тем ликвидацией крупных аварий третьего уровня опасности на море во всем мире занимается лишь одна компания из Великобритании, и с ней заключил договор Северо-Каспийский консорциум. Она занималась ликвидацией аварии в Мексиканском заливе. Эта трагедия взбудоражила в Атырау всех. Высказывались опасения, что в Прикаспии авария на мелководном Кашагане может привести к непоправимым последствиям.
– Северо-Каспийская экологическая база реагирования никому не нужна, – считает независимый эколог, председатель НПО “Каспий Табигаты” Махамбет ХАКИМОВ. – В лучшем случае она будет использоваться как склад для оборудования при ликвидации разливов нефти и для отмывки птиц и зверей от нефти.
Атырау