Пока ни одна общественная организация не взяла на себя ответственность за появление листовок. О своей непричастности заявил и профсоюз.
Администрация угольного департамента АО “Арселор Миттал Темиртау” расценивает это как попытку дестабилизировать обстановку в регионе.
Мы не смогли связаться с шахтинскими подпольщиками. Но простые шахтеры при условии неразглашения фамилий поддерживают все, что написано в обращении.
– На шахтах сегодня настроение нерадостное, – говорят они. – Конец года. Денег не хватает. Людей отправляют в отпуска без содержания. Отпускники в декабре пошли в трудовой отпуск без отпускных. По графику мы должны работать 16 смен в месяц. Ставят только 13 выходов. Спецодежды как не было, так и нет. “Подземники” еще более-менее обеспечиваются. А рабочие на поверхности не имеют самого необходимого. Запыленность и загазованность намного выше нормы, и при этом не хватает даже респираторов.
– Изношенность оборудования очень высока, – вторят рабочим горные инженеры. – На некоторых шахтах до сих пор работают скребковые конвейеры С-43. Им уже по сорок с лишним лет! Хотя добычные комплексы почти везде новые, это мало влияет на общую картину. Сейчас у нас принята технология “шахта-лава”. То есть одна шахта – одна лава. Такая технология, наложенная на наши сложные горно-геологические условия, требует высочайшей технологической дисциплины. А ее соблюсти при всем желании невозможно при такой значительной общей изношенности всей шахтной инфраструктуры.
Но руководство компании не устает повторять, что на обновление шахтного оборудования в этом году выделено 45 миллионов долларов. Идет поэтапная замена. Ситуация по безопасности труда заметно улучшилась. Так что администрации непонятно, чем шахтеры недовольны.
– Администрация угольного департамента АО “Арселор Миттал Темиртау” расценивает появление листовок как попытку дестабилизировать обстановку в регионе, – говорит пресс-секретарь угольного департамента Валерий Ким. – Исполнительный директор угольного департамента Мурат Перзадаев заверил: в декабре никаких отпусков без содержания не будет. Заработная плата рабочим будет выплачена в полном объеме.
Сказал свое слово и владелец компании. Говорил он его, правда, не в Шахтинске и не перед рабочими. А в столице и перед главой государства. Лакшми Миттал объявил о намерении увеличить объем добычи угля до 17 миллионов тонн. А объем инвестиций в угольную отрасль своей компании увеличить до 500 миллионов долларов.
Интересно, что больше вдохновило рабочих, – 17 миллионов тонн угля или 500 миллионов долларов?
Листовки подписаны “Шахта Тентекская”. Недавно здесь погиб рабочий. Подземный электрослесарь получил смертельную травму. Оборвался шланг гидравлики, по которому специальная жидкость подается под огромным давлением в 300 атмосфер. Рабочий, находившийся рядом, получил страшный удар по голове.
Сейчас кусок гидравлики находится в лаборатории. Экспертиза должна дать ответ, по какой причине шланг разорвался. Заводской брак тому виной или изношенность. От результатов зависят выводы комиссии.
А рабочие с “Тентекской” говорят, что и так знают, что именно убило их товарища.
Есть мнение, что последние события на “Тентекской” и породили вольнодумные настроения в шахтерской среде. По Шахтинску ходят упорные слухи, что на “Тентекской” предзабастовочная ситуация, что добычная смена отказалась спуститься в забой, а ремонтная отказалась подняться.
Однако на самой шахте это отрицают.
– Это провокация, – заявил председатель профкома шахты “Тентекская” Владимир Егоров. – Всю прошлую неделю работы проводились согласно выданным нарядам. И я не слышал о случаях отказа спуститься в лаву или подняться на поверхность. Мы не имеем отношения к листовкам. Не знаем, кто их печатает. Мы не поддерживаем требования, обозначенные в этих листовках, так как там выставлены политические требования. А профсоюз работает на соблюдение трудовых отношений и действует в рамках закона.
К слову заметим, что требования, обозначенные в листовках, как под копирку списаны с прошлогодней забастовки, когда угольные предприятия региона остановились почти на три недели. Повышение заработной платы, отказ от плановой системы, прекращение всех проходческих и добычных соревнований, страхование жизни рабочих за счет компании по мировым стандартам, снижение пенсионного возраста, обновление подземного оборудования… 100-процентная оплата больничных листов. Введение почасовой оплаты труда по европейскому стандарту – 200 долларов в час… То есть все то, что требовали шахтеры год назад во время драматических событий на шахте имени Ленина.
Какое из этих требований профсоюзу сегодня кажется политическим? Может быть, пункт под №2 – “Организация независимого профсоюза”? Такого требования действительно на прошлой забастовке не было.
Татьяна ТЕН, Ольга ТРОПЫНИНА (фото), Караганда