Банкротство по льготному тарифу - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+2 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Банкротство по льготному тарифу

Банкротство по льготному тарифу

Любая предпринимательская инициатива реализуется в правовом поле, на основе законов. Это - аксиома рыночной экономики. Без господства права в экономической сфере рынок превращается в хаотическое столкновение интересов предпринимателей между собой и государством, в беспощадную гоббсовскую борьбу "всех против всех".

  • 8 Октября 2009
  • 1757
Фото - Caravan.kz

Но бывает и так, что сами законы спорят между собой, а их выполнение порой расходится со здравым смыслом. И тогда предприниматель попадает в правовой вакуум, который часто грозит ему огромными финансовыми потерями и даже банкротством…
Яркий пример тому — один только случай в Карагандинской области. На протяжении многих лет автотранспортные предприятия Карагандинской области, по инициативе местных исполнительных и представительных органов принимали участие в реализации бюджетных программ — «льготный проезд учащихся общеобразовательных школ и лицеев очной формы обучения» и «социальная помощь отдельным категориям нуждающихся граждан по решениям местных исполнительных органов».
С самого начала действия бюджетной программы «Социальная поддержка обучающихся и воспитанников организаций образования очной формы обучения» (2002 год) автопарками и областным маслихатом были направлены запросы в Министерство финансов, в Министерство экономики и бюджетного планирования, в Республиканский налоговый комитет по вопросу определения квалификации бюджетных средств и обложения их налогами. В разъяснениях этих ответственных государственных органов, направленных автопаркам и в областной маслихат (исходящие № 16-1-2/13653 от 19.10.2005г. и № 16-1-2/13827 от 10.11.2005г.) однозначно было указано, что «финансовые средства, выделенные для возмещения расходов по бюджетной программе «организация льготного проезда на внутригородском общественном транспорте учащихся общеобразовательных, профессиональных школ и лицеев» являются субсидиями. В соответствии со статьей 90 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 12 июня 2001 года № 209-II, «субсидии не считаются доходом предприятий, если они выделялись на покрытие убытков перевозчиков, возникших вследствие выполнения обязательств по льготному провозу отдельных категорий граждан».
На основании этих разъяснений областные и городские финансовые управления, перечисляя автопаркам бюджетные средства по данной программе, указывали, что они являются субсидиями и не облагаются НДС.
Эти полученные средства из бюджета в целях реализации бюджетных программ по перевозке льготной категории населения были перечислены как целевые трансферты, с примечанием «НДС не облагаются». Вполне естественно, что предприятия не включали указанные средства в состав совокупного годового дохода, и соответственно, не исчисляли НДС и КПН. По ранее проведенным плановым проверкам налоговый комитет относил суммы, полученные из бюджета для льготного проезда школьников, к субсидиям, и не считал нарушением невключение указанной суммы в налогооблагаемый доход предприятия.
Казалось бы, какие здесь могут возникнуть проблемы? Однако, в результате налоговой проверки транспортной компании ТОО «ТТS» в марте 2006 года полученные бюджетные целевые трансферты и субсидии по реализации бюджетной программы были признаны облагаемым оборотом, и с суммы полученной ТОО «ТТS» из бюджета за 2004 год и первое полугодие 2005 года, доначислен НДС в размере 7 770 318 тенге и удержан налоговым органом.
Но на этом беды транспортников, увы, не закончились.
В 2008 году в соответствии с Постановлением Верховного суда РК от 30.04.2008 года в ТОО «ТТS» прошли налоговые проверки, в том числе за период с 01.01.2003 по 31.12.2004 года и за период с 01.01.2005 года по 31.12.2007 года, по результатам которых аналогично доначислены НДС, КПН, пеня и штрафные санкции.
В общей сложности ТОО «ТТS» должно заплатить в бюджет по выставленным уведомлениям налоговых органов доначисленные суммы НДС, КПН, пени и штрафов в размере свыше 137 миллионов тенге! Естественно, что такие «драконовские» штрафы поставили предприятие на грань банкротства. На сегодняшний день расчетный счет полностью блокирован, денежные средства на счете отсутствуют.
Как известно, подавляющее большинство предприятий-пассажирских перевозчиков являются планово-убыточными в связи с тем, что доходы от пассажирских перевозок не покрывают расходов.
Преобладание в общем объеме перевозок городского пассажирского транспорта пассажиров, на законных основаниях не оплачивающих своей проезд, или пользующихся льготным тарифом, является весьма серьезным фактором, ограничивающим возможности повышения эффективности эксплуатационной деятельности таких предприятий.
По подсчетам транспортников, в общем объеме перевозок транспортных предприятий преобладают перевозки именно льготных категорий пассажиров, что связано с отсутствием ограничений для пассажиров-«льготников» на общее количество совершаемых поездок. Льготники ездят чаще, по сравнению с обычными пассажирами.
Огорченные таким оборотом дела, руководители компании «ТТS» обратились за защитой в Союз «Атамекен». Те направили обращения в различные государственные органы, с просьбой разрешить данную правовую коллизию. И вот 7 августа 2009 года на их запрос был получен ответ Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан, с разъяснением Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан за подписью вице-министра Т. Сулейменова, где четко сказано, что в соответствии со статьей 74 Бюджетного кодекса РК размер бюджетных субсидий определяется как сумма, направляемая на покрытие стоимости деятельности физических, юридических лиц, за минусом стоимости, покрываемой самими физическими, юридическими лицами за счет собственных средств.
Таким образом, средства, выделяемые из местного бюджета, являются компенсацией убытков транспортной компании, связанных с перевозкой льготной категории пассажиров, и, соответственно, облагаемым оборотом являться не могут.
Но, как ни парадоксально, налоговики, руководствуясь своими законами и инструкциями, по-прежнему требуют от предприятия выплаты огромной суммы.
Налицо правовая коллизия между нормами «старого» Налогового Кодекса РК, применявшимися до введения нового Налогового Кодекса РК в 2008 году и нынешними правовыми нормами.
Действия налоговых органов по Карагандинской области предприниматели в данном случае считают незаконными, но у тех свои весомые резоны и они тоже следуют, если не духу, то букве закона точно.
Аналогичная ситуация приобретает системный характер в отношении предприятий-перевозчиков в регионе и может быть «растиражирована» в других областях. Кто же захочет соглашаться на льготные перевозки пассажиров, где гарантии возмещения убытков, которые также исчисляются миллионами? Дошло до того, что предприниматели были вынуждены обратиться к премьеру К. Масимову с просьбой вынести вопрос на рассмотрение возглавляемого им Совета по налоговой политике. Может быть, хоть там здравый смысл восторжествует.
Кстати, проблема льгот и компенсации за них со стороны государства сегодня для всех транспортных предприятий является одной из самых острых. Этих трансфертов из местных бюджетов приходится порой ждать месяцами, поступают они нерегулярно и не в полном объеме. Еще в прошлом году председатель Ассоциации перевозчиков Алматы Юнус Гагиев заявлял, что реальная себестоимость проезда составляет 94 тенге. И эти расчеты весьма серьезно обоснованы: с 2007 года в 3 раза был повышен тариф на страхование автотранспорта, более чем в 2 раза подорожали ГСМ. В 3 раза поднялись цены на резину и запасные части. А в нынешнем году расходы вновь выросли.
Так что, если транспортникам придется дополнительно платить налоги и штрафы за субсидии из бюджета, то паралич системы автобусных пассажирских перевозок неминуем.