Тем не менее, он считает, что “этот хрупкий институт был разрушен в результате административного, неоправданного вмешательства”. Alem bank Kazakstan был правительственным банком, даже после акционирования значительная доля принадлежала правительству. Alem bank Kazakstan не только привлекал кредиты, но и выдавал определенному кругу клиентов, самым крупным из которых было правительство. “Можно было легко разрушить ликвидность банка и создать кризисную ситуацию, если вместо погашения кредитов отозвать депозит”, пояснил банкир.
По сведению Б.Иришева, в 1995 году, когда он уже не работал в Alem bank Kazakstan, это произошло. Правительство в мае 1995 года “самым дерзким нецивилизованным образом настояло на своем”. Премьер-министр Акежан Кажегельдин потребовал от тогдашнего главы банка в трехдневный срок перевести депозит правительства в размере $30 млн. в другой банк. “Правительство имеет право распоряжаться своими средствами, но это должно быть сделано только при одном условии – вместе с депозитом в новый банк должны были перейти и задолженность правительства, которая на тот момент была $62 млн.”, подчеркнул Б.Иришев. Но этого не произошло. “Глава правительства угрожал руководителю банка в случае неисполнения распоряжения тюрьмой”. Депозит был переведен, задолженность правительства осталась в банке, что нарушило ликвидность Alem bank Kazakstan.
А уже в июне подписывается постановление о введении режима временного управления или консервации банка. “Можно консервировать завод, фабрику, но банк, который имеет обязательства по срокам, — ни в коем случае, поскольку в этом случае он полностью разрушается”, считает Б.Иришев. Постановление правительства было противоправным, оно игнорировало внутреннее законодательство. “Настолько сильным было желание разрушить банк, что в этом постановлении предписывалось государственным предприятиям перевести свои счета в другие банки, причем без перевода долгов этих предприятий”. При этом в публикациях в прессе этот пункт не указывался.
Б.Иришев сообщил, что обратился с письмом к премьер-министру и председателю Национального банка с предупреждением о негативных последствиях такого шага. Тем не менее, к его мнению не прислушались.Банкротство Alem bank Kazakstan привело к подрыву доверия к Казахстану и банковской ситеме страны со стороны западных кредиторов. Это ухудшило рейтинговую позицию, инвестиционный климат страны. Внутри Казахстана было подорвано доверие к банку со стороны потенциальных вкладчиков – это положило начало утечки капиталов из страны. С этой точки зрения действия правительства Б.Иришев оценивает как “экономическую диверсию”.