В частности, связанные с участием банков в реализации государственных программ, законотворческих процессах, а также с повышением эффективности взаимодействия финансовых институтов с государственными органами.
Несмотря на то, что организатором выступил коммерческий банк — ТуранАлем, — само мероприятие вышло за рамки корпоративных интересов отдельно взятого банка.
Об этом свидетельствуют и обсуждаемые вопросы, и круг участников — интерес к нему проявили топ-менеджеры других коммерческих банков, руководство Ассоциации финансистов Казахстана, Национального банка, Агентства финансового надзора, Регионального финансового центра Алматы.
Депутаты парламента, как и можно было предположить, приехали больше слушать, чем говорить. Рассматриваемые ими законопроекты, затрагивающие интересы финансового сектора, как правило, принимаются с подачи правительства, при этом остается «за кадром» вопрос о том, обсуждались ли эти инициативы с профучастниками самого рынка. Поэтому для народных избранников первостепенным является вопрос, насколько они не оторваны от реалий финансового сектора.
Впрочем, со своей стороны, председатель комитета Мажилиса по финансам и бюджету Кенжегали Сагадиев, прежде чем выслушать банкиров, выразил свою обеспокоенность по поводу недостаточно активного кредитования обрабатывающего сектора экономики, и, напротив, чрезвычайно энергичного кредитования строительной индустрии.
Этот удар блестяще парировал председатель совета директоров Банка ТуранАлем Мухтар Аблязов. Он заявил о том, что у первых шесть банков страны в прошлом году 94 процента кредитного портфеля составили кредиты по несырьевому сектору. И даже если львиная доля пришлась на финансирование торговых операций, то это можно расценивать, по мнению г-на Аблязова, как успех: значит, есть что продавать, значит, экономика развивается.
Что же касается объемов кредитования недвижимости, то, по мнению известного банкира, в Казахстане хотя они и считаются едва ли не запредельными, они все-таки далеки от этого: может быть, через 50 лет мы достигнем уровня Западной Европы.
«Строительный сектор требует большего внимания, — сказал г-н Аблязов. — А чтобы на рынке недвижимости не формировались пузыри — это задача правительства».
Но, вероятно, для формирования пузыря на рынке недвижимости нет объективных данных. По словам экс-председателя Национального банка страны, а ныне — топ-менеджера Казкоммерцбанка Даулета Сембаева, за последние три года количество жилья в Алматы не увеличивалось — слишком много жилья идет под снос, а в то же время наблюдается явная тенденция вывода жилого фонда в коммерческую недвижимость.
Г-н Сембаев убежден, что цены на недвижимость перестанут расти (а, значит, уменьшатся и риски банков, кредитующих строительную индустрию, развивающих ипотечные программы и имеющих в качестве залога недвижимость) только тогда, когда наступит баланс спроса и предложения. Пока же спрос на рынке недвижимости Алматы, где цены растут наибольшими темпами, формируется не только за счет жителей Алматы, но и всей страны, поскольку именно здесь стремятся закрепиться наиболее состоятельные провинциалы.
Впрочем, стабилизации цен может способствовать и развитие индустрии строительных материалов — до тех пор, пока все строительные материалы — начиная от кафеля и заканчивая трубами, — будут ввозиться из других стран, ожидать замедления роста цен на рынке недвижимости не стоит.
Даулет Сембаев также поднял вопрос «отставания законодательства от жизни». Во-первых, Налоговый кодекс должен быть стабильным, считает эксперт. Негоже, когда изменения в этот закон вносятся два-три раза в год. «Давайте примем Налоговый кодекс, и хотя бы три года трогать его не будем», — говорит г-н Сембаев.
А что касается недостаточного, по мнению депутатов, финансирования несырьевого сектора экономики, то структура кредитного портфеля банка — прямое отражение структуры спроса. «Правительство предложило нам перечень проектов для финансирования, но это экономически нерентабельные проекты, — говорит Даулет Сембаев. — Любые инфраструктурные объекты должны строиться за счет государственно-частного партнерства. Институты развития могут кредитовать такие проекты, потому что финансирование идет за счет государства. Но коммерческие банки не могут пойти на это — у нас ведь деньги заемные. По лимитам, сегодня мы можем дать 120-150 миллионов долларов на одного заемщика, но таких глобальных проектов нет. Нефтянка в наших деньгах не нуждается, а, например, машиностроение не развивается, нет инновационных проектов по созданию той же электроники».
В ответ депутаты пообещали подумать над тем, чтобы сделать Налоговый кодекс стабильным.
А парламентарий Аманжан Жамалов заявил о том, что при обсуждении законопроекта «О трансфертном ценообразовании» будет поставлен вопрос о том, чтобы перекрыть канал межфирменной задолженности. Если это будет сделано, то казахстанские банки получат возможность кредитовать нефтедобывающие компании, да и острота вопроса о росте внешнего долга будет снята.
Как известно, доля межфирменного долга во внешнем долге страны колеблется в пределах 40-45 процентов. Ассоциация финансистов, как заявил ее глава Серик Аханов, на прошлой неделе уже направила в парламент свои предложения по трансфертному ценообразованию. Так что, вполне возможно, банкиры и депутаты придут к определенному консенсусу в данном вопросе.
В целом же Кенжегали Сагадиев пообещал участникам «круглого стола» оберегать банковский сектор, потому что, действительно, пока только он является единственной конкурентоспособной отраслью экономики Казахстана, которая хорошо представлена на соседних рынках.
Терять это конкурентное преимущество было бы по меньшей мере неразумно.