Банки сговорились? - Караван
  • $ 488.11
  • 530.09
+13 °C
Алматы
2024 Год
3 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Банки сговорились?

Банки сговорились?

Во вторник, 13 октября, члены свежезарегистрированного ипотечного комитета ОО “Движение “АРМАН” пошли с обращением к Агентству финансового надзора, требуя… заведения уголовного дела по фактам массового банковского мошенничества и хищения миллиардов тенге через скрытый процент.

  • 16 Октября 2009
  • 1689
Фото - Caravan.kz

Сначала с руководителем “Армана” Ермеком Нарымбаевым и другими представителями движения пообщалась директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Ляззат УСЕНБЕКОВА, а затем в зал АФН пригласили и остальных заявителей.

Члены движения, большинство из которых – представители малого бизнеса, потребовали …реструктуризации кредитов банкам по той же схеме, по какой банки пересмотрели условия своих займов на Западе.

– Я, в принципе, отказывался ставить вопрос по какому-либо списанию долгов, – рассказывает лидер “Армана” Ермек Нарымбаев. – Но когда прочитал, что несколько банков требуют реструктурировать свои долги – почти 80–90 процентов долгов, ссылаясь в том числе и на проблемных заемщиков, то подумал: а почему нет?

Ведь даже списав часть своего долга, они продолжают получать сверхприбыль по тем кредитам, которые они выдали. Но возмущает даже не это. Заинтересовавшись самой природой кредита, мы пришли к открытию так называемого двойного (скрытого) процента.

Например, в “Альянс Банке” ситуация по части беззалоговых кредитов доходила до того, что заемщик подписывался на 1-й странице кредитного договора, допустим, под 18 процентов годовых, а через график ему подсовывали все 36 процентов. Когда заемщики начинали возмущаться, банк защищался просто: “Раз вы подписали договор и график, значит, согласились с такими условиями”.

До 2006 года почти 50–70 процентов заемщиков казахстанских банков платили этот скрытый процент. Но за 2004–2006 гг. ни АФН, ни прокуратура, ни Нацбанк на данную аферу никак не отреагировали.

Объясняя этот феномен, директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Ляззат Усенбекова объяснила, что подобная практика была до 2006 года.

– В 2005-м мы, учитывая западный опыт, озвучили требования к банкам с тем, чтобы они указывали реальную годовую эффективную ставку – то есть реальный процент выплат по кредиту. Однако по договорам прошлых лет клиенты должны были сами спрашивать у банков эффективную ставку. А если вас что-то не устраивало, вам следовало отказаться от такого договора.

Впрочем, в одном АФН согласились: получается, налицо был сговор между банками Казахстана по оказанию услуг по выплате кредита, когда проценты по ним были завышены.

– Но на это должны были реагировать не мы, а Агентство по защите конкуренции,– резюмировала Ляззат Усенбекова.

Ну а вопрос реструктуризации долгов повис в воздухе…

Жанар КАНАФИНА