Баку-Тбилиси-Джейхан: долгосрочный прогноз - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-1 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Баку-Тбилиси-Джейхан: долгосрочный прогноз

Баку-Тбилиси-Джейхан: долгосрочный прогноз

Казахстан обладает огромными нефтяными и газовыми ресурсами, наличие которых в любом государстве позволяет успешно решать внутриполитические, социально-экономические, финансовые проблемы.

  • 5 Мая 2005
  • 1399
Фото - Caravan.kz

Вместе с тем в мире набирает обороты процесс глобализации, в котором исчезают препятствия для передвижения товаров и финансов по всему миру.
В этих условиях финансовые средства уходят от тех, кто имеет отсталые технологии, к тем, кто имеет более совершенные.
Вследствие этого Казахстан, как и любое государство, обладающее углеводородными ресурсами, должен стремиться к эффективному использованию своего нефтегазового потенциала. Поскольку наличие крупных запасов сырья — обязательное, но недостаточное условие для развития нефтегазовой отрасли, то необходимо определение приоритетных направлений ее развития.
В качестве этих направлений целесообразно определить следующие:
разведка и освоение новых нефтегазовых месторождений (в частности, освоение ресурсов казахстанского сектора Каспийского моря);
увеличение нефтедобычи;
модернизация и развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения максимального доступа нефтегазодобывающих компаний к экспортным маршрутам;
реконструкция действующих и создание новых производств (особенно, нефтехимических) по углублению переработки нефти, повышению качества нефтепродуктов, производству катализаторов;
повышение эффективности нефтегазового комплекса (применение современных технологий добычи и комплексное использование нефтегазовых ресурсов, производство электроэнергии на базе современных газотурбинных электростанций);
развитие законодательно-правовой системы в нефтегазовом комплексе, обеспечивающей привлечение инвестиций, в частности, в нефтепереработку и нефтехимию.

Становится очевидным, что дальнейшее развитие нефтегазового комплекса Казахстана неразрывно связано с решением вопроса доставки на внешний рынок энергетического сырья. В этом случае транспортный фактор приобретает чрезвычайно важное значение.
В настоящее время около 80% нефти из Казахстана экспортируется по нефтепроводам, 12% приходится на долю железнодорожных перевозок и около 7% — на водный транспорт.
Объемы экспорта нефти ежегодно растут за счет увеличения преимущественно транспортных возможностей существующих нефтепроводов. Однако диверсификация экспортных потоков применительно к конкретной конъюнктуре мировых рынков углеводородов является одним из условий устойчивого развития нефтяной промышленности республики.
В то же время нужно принять во внимание тот факт, что к концу десятилетия, в связи с освоением месторождений казахстанской части шельфа Каспия, возможно радикальное изменение ситуации.
Так, по различным оценкам, к 2010 году экспорт нефти из Казахстана может возрасти в 6-10 раз от существующего уровня и достигнуть 100- 150 млн. тонн в год (хотя по данным американской аналитической группы «Energy Resources» экспортные ресурсы Казахстана в 2005 г. составят 56,2 млн. тонн, в 2010 г. — 76 млн. тонн).
Таким образом, республике потребуется как минимум еще один крупный нефтепровод в дополнение к уже существующим, поскольку рыночные ниши для казахстанской нефти существуют в основном на новых рынках.
Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан длиной 1760 км, связывая месторождения на Каспийском море с портами Турции, не только позволит США диверсифицировать источники энергоносителей и ослабить зависимость от импорта нефти из стран Персидского залива, но и значительно усилить свое политическое и, безусловно, экономическое влияние на центрально-азиатский и кавказский регионы. Причем геополитический фактор продолжает преобладать над экономикой: экономическая жизнеспособность проекта независимыми аналитиками до сих пор оценивается весьма скептически.
Комплекс политических ограничений при транспортировке через нестабильный Северный Кавказ существенно снижает активность потенциальных инвесторов, а неудачи некоторых каспийских проектов (в частности, на ряде месторождений в Азербайджане) избавили транснациональные компании от прежней эйфории.
Основное преимущество проекта Баку-Тбилиси-Джейхан — обход крайне перегруженных турецких проливов Босфор и Дарданеллы, и обеспечение прямого доступа к портам, принимающим многотоннажные танкеры. Однако у проекта несколько слабых мест: высокая стоимость строительства, отсутствие в настоящее время сырья для его загрузки. С рынком сбыта также нет определенности, поскольку пока не известны объемы и себестоимость добычи, не известна и цена реализации нефти. Помехой может стать и конфликт между Азербайджаном и Туркменистаном из-за принадлежности некоторых каспийских месторождений.
Следует учитывать и то, что реализация проектов транспортировки каспийской нефти в Средиземноморье может привести к возникновению в Гибралтарском проливе проблем аналогичных Босфору.
В то же время нужно учитывать, что нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан рентабелен только при транспортировке 45-50 млн. тонн в год в течение 40-50 лет. Существующие извлекаемые запасы нефти в Азербайджане не обеспечивают такой загрузки, и Казахстан является единственной страной в регионе, которая может восполнить нехватку сырья. Учитывая это, администрация США добивается от него предоставления гарантий на загрузку нефтепровода.
Но Казахстан их дать пока не может. Во-первых, предполагаемые запасы нефти в казахстанской части Каспийского шельфа еще не нашли достаточного подтверждения.
Во-вторых, определенные опасения вызывают физико-химические параметры каспийской нефти, так как для ее транспортировки необходимы дорогостоящие трубы с антикоррозийным покрытием. «Смолоасфальтовые вещества и парафинированность казахстанской нефти,- отмечается в докладе Института стран СНГ,- потребует в перспективе разбавления или нагрева, а также строительства нефтеочистительных установок… Азербайджанская малосернистая нефть в этом плане выглядит гораздо лучше, что существенно ограничивает возможности гипотетической совместной транспортировки углеводородного сырья Азербайджана и Казахстана».
В-третьих, сохраняются сложности в определении способа транспортировки нефти из Актау в Баку: танкерами или трубопроводами, проложенными по морскому дну. Вариант доставки по имеющемуся маршруту: Атырау — Астрахань — Грозный — Баку невозможен из-за крайне нестабильной ситуации в Чечне. Создание танкерного флота для доставки нефти в Баку не только весьма накладно, но и несет потенциальную угрозу и так уже подорванному экологическому балансу Каспия.
По проекту транспортной системы Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан можно сказать, что участники данного проекта имеют планы использования трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан для экспорта казахстанской нефти. Предполагаемые объемы поставок казахстанской нефти в этом направлении могут составить до 20 млн. тонн в год после того, как пойдет большая нефть на казахстанском шельфе Каспия.
В целом стоит отметить, что данный проект для Казахстана будет финансово привлекательным при наполняемости данного трубопровода казахстанской нефтью.
А от участия Республики Казахстан в данном проекте во многом будет зависеть его рентабельность и дальнейшая перспективность, связанная с получением дополнительных финансовых дивидендов.