Это был последний крупный экономический проект советской эпохи в Казахстане, который прежнему руководству республики удалось выносить, выстрадать и довести до реализации.
Стагнирующая супердержава уже вступала в период дезорганизации и распада, и наиболее здравомыслящие политики того времени начинали задумываться о том, что будет, если этот процесс уже не удастся остановить.
Многолетний руководитель Казахстана Д. А. Кунаев относился к их числу и, как это у него неоднократно бывало, умел виртуозно соединять в своей деятельности интересы сложившейся партийно-хозяйственной государственной системы с конкретными и внеидеологическими хозяйственными решениями.
Так появилась идея БАКа — уникального природно-инженерного объекта, рассчитанного и создаваемого на долгую перспективу. Это была поистине «лебединая песня» Д. А. Кунаева, потому что вскоре после драматических коллизий строительства и пуска канала к власти в партии и СССР пришел М. Горбачев и процессы распада единой страны стали уже неостановимы.
Сама идея строительства крупного водохранилища, канала и разветвленной сети водоснабжения в предгорьях Заилийского Алатау была рождена еще в тридцатые годы. Благодатнейший край, способный кормить миллионы людей, регулярно страдал от дефицита поливной воды. Но долгое время реализовать эту возможность страна не могла, всегда находилось что-то более срочное и важное. И только на излете жизни страны и собственной карьеры, в 90-х годах прошлого века, Д. А. Кунаеву удалось «пробить» этот проект в Политбюро, приложив для этого все свое влияние. Под проект выделили огромную по тем временам сумму — более 270 млн. рублей.
Проблема была в том, что использование богатых земельных ресурсов края сдерживалось из-за расхождения естественного режима стока рек этого региона — Тургень, Иссык, Талгар, Большой Алматинки, Каскелен и других — с графиком водопотребления сельскохозяйственных структур. Течение этих рек питали ледники, однако когда приходил пик их таяния, растения уже просто погибали от жары. Огромная часть драгоценной воды просто уходила в мелкие речки и затем — в Или без всякой пользы. Суммарный объем используемой воды не превышал 40% естественного стока. К тому же, отсутствие внутрихозяйственных водных систем не позволяло увеличивать площадь орошаемых земель, которая на протяжении 30 лет не превышала 150-160 тысяч гектаров.
Но за эти же годы почти в три раза выросло население Алматинской области, причем в большинстве своем люди жили в сельской местности и занимались сельским хозяйством.
При отсутствии новых земель на селе стала расти безработица, людям некуда было приложить свои силы. Да и активно эксплуатирующиеся, истощенные земли давали все меньшие урожаи.
Весь этот клубок экономических и социальных проблем мог быть во многом распутан с помощью строительства БАКа. Была создана эффективно действующая система сбора и накопления талых вод ледников и их рационального использования для нужд орошения в сельском хозяйстве.
Сама система состоит из Бартогайского водохранилища и самого канала с его ответвлениями и многочисленными гидротехническими сооружениями. Бартогайское водохранилище, ограниченное плотиной, позволяет регулировать до 870 млн. кубометров воды, что составляет 90% водного стока реки Чилик.
При том, что объем Бартогая составлял 320 млн. кубометров. Это уникальное гидротехническое сооружение, позволяющее избавить сельчан от постоянной неуверенности в завтрашнем дне, будет вода или нет. Маловодным выдался год, или многоводным — теперь крестьянам всегда гарантирован нужный объем воды для полива.
Большой Алматинский Канал, длина которого составила 168 километров, служит для самотечной подачи зарегулированного стока реки Чилик в бассейны рек Тургень, Иссык, Каскелен и других и дальше — на поля хозяйств, сосредоточенных вокруг них.
Следует учесть и то обстоятельство, что почти половина годового стока рек страны формируется за ее пределами. БАК, полностью снабжаемый из внутренних источников, отвечал задачам продовольственной независимости страны, что также начинало учитываться в решениях политического руководства того времени.
Водохранилище, заполненное на проектные 320 млн. кубометров, превратило БАК в настоящую реку, почти равную по объему стока с рекой Чилик. Это позволило уже двадцать лет назад в два с половиной раза увеличить площади поливных земель в Семиречье. На новых землях в Алматинской области были созданы 40 новых совхозов, сотни тысяч людей получили работу. Там, где раньше только ветер гонял сухую пыль, зацвели сады, виноградники, раскинулись овощные плантации, бахчи, заколосились пшеничные и кукурузные поля.
Водообеспеченность хозяйств увеличилась в среднем на 40%, что сразу же дало весомый экономический эффект. Бывший главный агроном одного из хозяйств Чиликского района Ислам Турдиев рассказывал мне, что БАК просто вдохнул жизнь в замирающие под палящим солнцем совхозы, тысячи гектаров новых поливных земель просто преобразили этот край.
— Я сам, со своими односельчанами сажал на этих землях тонкие саженцы яблонь, груш, слив — рассказывает он. — А сегодня, через двадцать лет — вы бы посмотрели, какой огромный, прекрасный сад окружает сегодня наш поселок! И за все эти годы вода БАКа верно служит нам.
Когда канал возводили, было немало скептиков, предрекавших, что это начинание — только бесполезная трата денег. Время показало, что они были неправы. Урожайность зерновых с вводом в действие БАКа выросла в полтора-два раза, овощей, фруктов, сахарной свеклы, кукурузы — почти в три раза. Только один Чиликский район увеличил среднегодовое производство зерна в пять раз!
Все затраты, которые были сделаны при строительстве Бартогая и БАКа, окупились точно в обусловленный расчетами срок — за десять лет. А построили канал тоже ударными темпами, за 3,5 года. Строительство велось под непосредственным контролем Д. А. Кунаева. Постоянно приезжал на строительство БАКа, помогал ему и Н.А. Назарбаев, бывший в те годы Председателем Совета Министров.
Естественно, что глобальные политические перемены, произошедшие со страной в 90-е годы, экономический кризис, не могли не сказаться на состоянии БАКа. Недостаток средств у государства привел к тому, что его эксплуатация и поддержание в рабочем состоянии столкнулись с большими трудностями. Многие гидротехнические сооружения, объекты внутрихозяйственной водной сети, начали разрушаться, бедственное положение многих хозяйств не позволяло им платить за используемую воду.
На помощь, как всегда, пришло государство, когда у него появились деньги, и в стране начался общий экономический подъем.
Оно начало выделять субсидии сельским потребителям воды, что позволило улучшить как их экономическое положение, так и самого БАКа. Объем подачи воды потребителям с каждым годом растет, в 2003 году он составил 387 млн. кубометров, за которые сельчане перечислили БАКу 46 млн. тенге. Это позволило проводить необходимые ремонтные работы на канале, улучшить эффективность подачи воды в хозяйства. Деньги на это — и немалые — выделяются теперь и централизованно, из республиканского бюджета.
Разработана и начала осуществляться программа реконструкции многих участков и отдельных сооружений канала. Например, в ближайшие годы будет модернизирована вся часть канала, проходящая через южную столицу, что предусмотрено и планами акимата Алматы. Сегодня активно идет подготовка к реконструкции оросительных сетей на участках Нурлы, Масак, Сюгаты, ответвления БАКа — канала Курамский. Это позволит увеличить площадь орошаемых земель еще на 5-8 тысяч гектаров. С учетом растущего спроса на сельскохозяйственную продукцию, особенно в южной столице, других городах, эти орошаемые земли благодатного Семиречья начинают цениться очень дорого.
Предусмотрены программой также и решение вопросов озеленения, благоустройства зоны канала, зарыбления водохранилищ, организация зон отдыха для людей.
Канал, которому по справедливости присвоено имя Д.А. Кунаева, сегодня возрождается, живет и работает, помогая людям украшать и благоустраивать землю, на которой они живут.