В погоне за мечтой
Съездить на Байконур, откуда началась космическая эра землян, для обычного человека равносильно тому, что самому слетать к звездам. Объект – стратегический, чтобы сюда попасть, необходимо специальное разрешение, которое выдает Роскосмос. Из Кызылорды до космодрома около трех часов автобусом. Хотя Байконур не является туристическим объектом в стандартном понимании, он остается самой знаменитой достопримечательностью на территории Кызылординской области. По пути нельзя было не обратить внимание на поле с дикими тюльпанами. Неспроста тюльпан – символ города Байконыра – изображен на его гербе. Трудно поверить, пока не увидишь своими глазами, что эти цветы могут расти посреди степи. Желтые, низкорослые, но с довольно крупным бутоном. Неожиданная встреча со степными цветами снизила градус напряжения. Ведь, повторюсь, попасть на территорию космодрома можно только по разрешению. До 2050 года город Байконыр и космодром, образующие единый комплекс, арендованы Россией. Поэтому здесь в ходу российские рубли.
В мире два десятка космодромов, но по числу пусков – 21, согласно данным за 2014 год, Байконур является лидером.
По пути в это легендарное место, миновав КПП, проезжаем местную достопримечательность – “сфинкса”, каменную гряду, внешне напоминающую древнейшую египетскую скульптуру. Нас высаживают на смотровой площадке. Она расположена на безопасном расстоянии, примерно в полутора километрах от места пуска. Прибыв почти за час, все притихли и с любопытством рассматривают ракету размером с многоэтажный дом. Восторг ни с чем не сравнимый! И все равно трудно даже представить чувства, которые испытывали советские люди, когда узнали, что 12 апреля 1961 года отсюда, с Байконура, взлетел Юрий Гагарин и стал первым человеком Земли, покорившим космос.
Под вывеской “стадиона”
Территория космодрома гигантская – 6 717 квадратных километров. Но покидать пределы смотровой площадки строго запрещено, так что никаких самостоятельных прогулок по объектам Байконура. Зато можно фотографировать и снимать. Нам довелось в конце апреля побывать на запуске грузового корабля “Прогресс М-27М”. Такие корабли доставляют на МКС – Международную космическую станцию – топливо, оборудование, продукты питания и другие необходимые вещи для космонавтов. Чем ближе время старта, тем больше людей скапливается на разных смотровых площадках. Все в предвкушении того, как ровно в назначенное время под ракетой поднимутся клубы дыма, огненное марево разойдется и громадная махина оторвется от земли. Говорят, что самые зрелищные запуски – пилотируемые, то есть с космонавтами на борту. Тогда здесь собирается максимальное количество зрителей.
Космодром в этом году отмечает 60-летие – тогда, в 1955-м, было принято постановление о создании в казахской степи научно-исследовательского испытательного полигона № 5 для ракетной техники, и тогда же началось его строительство. Официально днем рождения считается 2 июня 1955 года, когда были утверждены штатная структура и штаб полигона. Когда стали прибывать первые эшелоны с военными на станцию Тюратам, пошли слухи, что где-то под Байконуром будут строить… громадный стадион! Нужно было тщательно скрывать, что и зачем возводят. Даже строители верили, что возводят спортивный объект. Был построен и ложный стадион – деревянное сооружение, чтобы скрыть истинное положение реального полигона. Прибывшие строить космодром солдаты жили в землянках. Застройка шла площадками, которые имели свою нумерацию, ею пользуются до сих пор. Сам город Байконыр – это площадка № 10.
Первый искусственный спутник Земли – “Спутник-1” – был запущен отсюда 4 октября 1957 года. Спустя месяц запустили второй спутник с собакой по кличке Лайка на борту. Раньше на Байконуре шутили, что каждая собака – потенциальный космонавт. Отбирали, как правило, непородистых – они считались более выносливыми.
18 июня 2006 года был осуществлен запуск первого казахстанского спутника KazSat.
Подарки из космоса
В Музее истории космодрома Байконур каждый экспонат – история изучения и освоения космического пространства. Здесь есть осколки метеоритов, фрагмент иллюминатора, части ракет с мест их падения, кабина, в которой в космос летали собаки, экипировка и многое другое.
– Одежда изготавливается индивидуально для каждого космонавта, с него снимается около 60 мерок, сам костюм весит 10–15 килограммов, чтобы его надеть, требуется 15–20 минут, – говорит гид.
Представлен огромный ассортимент космической еды. В меню космонавтов входит около 200 блюд! Консервы и сублиматы обретают аппетитный вид после добавления воды. В музее есть макет Солнечной системы, модуль орбитальной станции “Мир”, затопленной в 2001 году, макет МКС – станция работает на расстоянии 400 км от Земли и за сутки совершает 16 оборотов. В 2011 году на МКС были установлены камеры, и теперь каждый имеет возможность увидеть нашу планету такой, какой ее видят космонавты. Демонстрируется, как поэтапно отделяются ступени, на примере “Союза”. Ведь когда космический аппарат достигает космоса, он выглядит отнюдь не так, как на старте. Сначала отделяется система аварийного спасения, затем боковые блоки первой ступени, потом отсоединяется вторая ступень, последней вырабатывает топливо третья ступень и тоже отделяется. За 9 минут корабль выводится на орбиту, раскрывая панели передатчиков. Сегодня корабль может состыковаться с МКС за 6 часов, раньше на это требовалось двое суток.
– “Протон” на сегодня – самая мощная ракета в мире, – знакомит гид. – “Циклон” – самая надежная, не было ни одного аварийного запуска. “Союз” – для пилотируемых программ, “Зенит” – основа международных проектов. Для “Союза” необходимо три дня на подготовку к пуску, для “Протона” – четыре, для “Зенита” – всего полтора часа.
День тишины
24 октября считается черным днем Байконура. В этот день не производятся запуски. В 1960 году случилась самая крупная катастрофа в его истории. Наиболее часто звучит версия, что руководство страны требовало произвести запуск баллистической ракеты Р-16 к годовщине Октябрьской революции – 7 ноября, а “рэшка” изначально прибыла “сырой”, и ее дорабатывали на месте. Ракета взорвалась на старте – неожиданно сработал дренажный клапан запуска второй ступени. Загорелось более 200 тонн ракетного топлива. Беспощадное пламя не оставило в живых никого в радиусе 100 метров. Погибли 79 человек. Останки 53 захоронены в братской могиле в городе Байконыре.
В 1963 году, в роковой уже для космодрома день, 24 октября случился пожар в шахте ракеты Р-9. Семь человек сгорели заживо. С тех пор это день тишины.
Иностранный интерес
Казахстанские турфирмы предлагают туры на Байконур круглогодично. Иностранцы готовы платить любые деньги, лишь бы своими глазами увидеть знаменитую космическую гавань. “Космодром” всегда пользуется спросом, подтверждают туроператоры. Казахстанцы тоже хотят побывать здесь, но цена для многих остается недоступной. Другая трудность – в получении допуска от Роскосмоса на объекты космодрома. Заграничным визитерам следует подавать заявку за 55 дней, гражданам Казахстана и России – за 10 дней до предполагаемой даты приезда. Иностранцам также необходимо иметь в паспорте российскую визу, а если они едут через территорию Казахстана, то еще и нашу.
Однако иностранные туристы готовы мириться со всем – с отсутствием инфраструктуры, дальностью дороги, дороговизной маршрута – лишь бы посмотреть-поснимать запуск ракет с космодрома. Зрелище это невероятно эффектное и, бесспорно, уникальное.
“Это не туристический объект”
На вопросы о том, насколько совместим космодром Байконур с понятием туризма, “КАРАВАНУ” ответил представитель Федерального космического агентства России (Роскосмос) в Казахстане Анатолий КРАСНИКОВ.
– Сколько туристов в год посещают космодром?
– Около 1 500. Причем в это число входят не только туристы, но и родственники космонавтов, которые прибывают на пилотируемые пуски, и другие лица… Все привязано к пускам – чем их больше, тем больше людей. Инфраструктура космодрома не рассчитана на массовые приемы. И это количество приезжающих уже предел наших возможностей на текущий момент.
– Возможна ли отмена разрешений от Роскосмоса на въезд на территорию космодрома?
– Космодром на сегодняшний день не туристический, а очень сложный высокотехнологичный режимный объект повышенной опасности. Его функция – подготовка и запуск космических аппаратов. Россия арендует эту территорию и выполняет свою задачу. Поэтому разрешения для доступа сюда будут необходимы и в дальнейшем. Такой объект, как космодром, требует соблюдения соответствующих норм безопасности.
– Насколько реальны туристические перспективы Байконура в будущем?
– И с российской, и с казахстанской стороны есть понимание, что развивать туризм нужно. Активно этот вопрос лоббирует акимат Кызылординской области. На мой взгляд, это самая заинтересованная государственная структура в использовании бренда “Байконур” для привлечения туристов в республику.
Как представляется, для решения туристического вопроса можно было бы внести изменения в двустороннюю нормативную правовую базу по комплексу “Байконур”. Идеальный вариант – вывести из аренды по согласованию сторон ряд территорий, где можно было бы инициировать создание туристической инфраструктуры. Для посещения этих площадок, по-видимому, никакие разрешения уже будут не нужны.
Байконур