Как-то мне довелось услышать о проблемах одной такой “дочери” своей бабушки – 40-летней женщины. Отдали ее старикам в раннем детстве, она прожила с ними до замужества. К своим родителям относилась, как к старшим брату и сестре, и называла их по именам. Со своими младшими родными сестрами, которые жили с родителями, общалась нечасто – только когда вся большая семья собиралась вместе. После смерти бабушки и дедушки женщина стала чувствовать себя сиротой, в чем винит именно свою мать. Главная претензия – зачем ты отдала меня старикам, я осталась одна, и мне сейчас одиноко.
Тройная травма
Таких проблем в судьбах детей стариков, как выяснилось из беседы с директором Института психоанализа Центральной Азии, PhD психологии Анной КУДИЯРОВОЙ, очень много.
По ее словам, около шестидесяти процентов всех обратившихся к ней за психологической помощью – люди, которых в детстве воспитывали старики.
– В этом случае психологическую травму получают трое – ребенок, его мать и сама бабушка, – рассказывает Анна Кудиярова. – Во-первых, дети любят своих папу и маму безусловно. Малыш плоть от плоти мамин: сердцебиение, запах пота, температура ее тела знакомы ему. И вдруг его отдают в другие руки. Я согласна: бабушка очень добрая женщина, но она чужая для ребенка. Бессознательно младенец может предположить, что мать умерла, что ее нет, или ему может показаться, что по какой-то причине она отказалась от него или предала. Вот вам основа для заниженной самооценки человека в будущем, основа депрессии. Среди таких людей много самовлюбленных нарциссов, потому что бабушка и дедушка в детстве их часто балуют.
Вторая травма – матери, у которой забирают ребенка: выносить девять месяцев и оторвать от себя младенца… Часто отдают детей бесправные казахские снохи, да и не только казахские – и у других народов это тоже бывает. Сноха не может выступить против авторитарной властной свекрови. Был даже случай, когда сын так сильно боялся своей матери-бабушки, что не мог при ней дать своему ребенку какой-нибудь подарок или угощение. Он это делал через другого своего ребенка тайком от бабушки.
В конце концов, травму получит и сама бабушка, ведь рано или поздно эти дети возвращаются к своим родителям – идут в школу, поступают в институт, начинают работать, женятся. А ведь она все это время тоже вкладывала душу в ребенка. Также я знаю случай, когда ребенок, лет в двадцать узнав, что старики ему не родители и сестра – это мама, просто сошел с ума, потому что весь его внутренний мир рухнул.
Хорошее и плохое: главное – не обманывать
Психолог высказала свою точку зрения о происхождении этого обычая. Когда все члены семьи – старики, их дети и внуки – жили большой семьей под одной крышей, сноха должна была быть “свободной”, чтобы управляться по хозяйству. Вторая причина – желание бабушки омолодиться. По словам Анны Кудияровой, у таких “молодых мам” были даже замечены случаи появления грудного молока.
– Сейчас это вынужденная причина, вызванная экономическими нюансами: молодые родители переехали из села в город на заработки или учебу, а детей надо поднимать, – говорит психолог. – Чтобы последствия этого обычая не были негативными, бабушка должна в самом начале рассказать, кто есть кто. Главное – не обманывать. Как бы сильно бабушка ни любила дитятю, не надо путать границы. Если мама далеко, надо так и говорить: “Мама тебя любит, и она скоро приедет”. Это надо делать ради любви к ребенку. Бабушка должна оставаться только бабушкой – няней, гувернанткой, репетитором для внуков, кем угодно, но только не мамой. А если она подменяет маму, то потом ребенок может рано остаться “сиротой”. Хорошо, когда бабушка рядом, помогает матери малыша, но плохо, когда отношения между бабушкой и снохой напряженные. Это выльется как минимум в депрессию у ребенка.
Психолог отметила и хорошие моменты такого воспитания. По ее словам, бабушкины дети рано взрослеют, очень хорошо учатся, у них поставленная и богатая речь.
Про брови
Директор института педагогики и психологии АГУ им. Абая, доктор педагогических наук, профессор Берикжан АЛЬМУХАМБЕТОВ считает, что обычай имеет свои специфические национальные корни. Первый: социальная причина его появления – это помощь стариков молодым и неопытным родителям. Другой, по его мнению, связан с традициями и приметами казахов – желанием родителей малыша, чтобы он был похож на своих дедушку или бабушку. Стал таким же уважаемым, умным и образованным. Также есть традиция: если у деда, например, скончался сын или брат, ему отдавали внука, чтобы малыш как бы заменил умершего, “компенсировал” горе и стал для него утешением. Профессор считает, что нельзя однозначно сказать, плохо или хорошо, если внуки воспитываются у стариков.
Но в целом он придерживается мнения, что этот обычай нужен и его желательно соблюдать.
– Это не значит, что родители отдали ребенка – и все, забыли про него, – говорит Берикжан Альмухамбетов. – Самое главное – чтобы воспитание было гармоничным, оно не должно быть однобоким, ребенка должны воспитывать и старики, и родители. Бабушки и дедушки все-таки имеют большой жизненный опыт, они мудрее, знают, что плохо, а что хорошо, и могут прививать своим “детям” все самые лучшие качества. Вот один простой пример: если в семьях кто-то начинал плохо говорить о каком-то человеке, старики просто хмурили брови, и говоривший “за глаза” тут же замолкал. А молодые родители могут при детях плохо отзываться, например, о враче, к которому на прием даже еще и не ходили. Или негативно говорить об учителях или директоре школы, в которой их сын или дочь учится. Будет ли их отпрыск потом хорошо относиться ко всем этим людям и стремиться получить от них знания или быть похожим на них?
Большие высоты
“КАРАВАН” узнал, что среди тех, кто воспитывался у бабушек и дедушек, немало известных личностей, достигших больших высот в своей сфере.
Самый популярный ныне казахстанский певец Димаш Кудайберген, сотворивший на конкурсе I Am a Singer в Китае настоящий фурор, воспитывался у бабушки с дедушкой, которые “усыновили” его в 40-дневном возрасте. Бабушку он до сих пор называет мамой.
Экс-замминистра обороны, а ныне мажилисмен Абай Тасбулатов также воспитывался у стариков. В одном из своих интервью тепло рассказывал, как они окружали его вниманием и любовью, поддерживали детские мечты и стремления. Генерал признавался, что, возможно, военная стезя была выбрана им еще в детстве, когда он заслушивался эпосом и сказками о народных батырах, которые ему рассказывали.
Еще один мажилисмен, Бактияр Макен, с восьми месяцев воспитывался у бабушки с дедушкой, которых он называет матерью и отцом.
Национальное достояние
Профессор Берикжан Альмухамбетов рассказывает, что представители всех последних поколений – 80-х, 90-х, 2000-х – под неминуемым отпечатком времени вырастают разными, но их объединяет одна общая черта: идущее от предков духовное богатство, которое может передаться только от стариков.
– Оно передается от прадеда – деду, потом от сына – внуку, – говорит Берикжан Айткулович. – Воспитывать нужно совместно, сообща.
В этом понимании человек – как дерево, и для того, чтобы оно дало плоды, нужно иметь крепкие корни, ровный ствол, только после этого оно зацветет – то есть с помощью стариков, родителей, старших братьев и сестер ребенок станет гармоничной личностью. Соблюдение этого обычая при наличии хороших условий, в которых будет воспитываться ребенок, напрямую влияет на здоровье генофонда, нации в целом. И чтобы сохранить наш генофонд, мы должны чтить традиции и обычаи предков, уважать и передавать их своим детям и внукам. Поэтому я считаю, что соблюдение этого обычая – это вклад в наше национальное достояние, в человеческий капитал.