И позже весь год вспоминать свои путешествия и приключения, «перелистывая» впечатления от новых стран и встреч.
Каждый человек сам выбирает маршрут, время и обстоятельства своего вояжа — в зависимости от здоровья, пристрастий и толщины кошелька. Сегодня необязательно иметь много денег, чтобы увидеть весь мир. Один из способов не обращать внимание на растущие цены на путевки в туристических агентствах — автостоп, путешествие на попутных машинах.
Никогда не забуду, когда в придорожном кафе, в маленьком итальянском городке, где мы с моим спутником остановились, чтобы умыться и перекусить, я услышал за спиной что-то до боли знакомое, на родном русском языке, даже с характерным «аканьем» жителя Центральной России: «Брат, до Рима не подвезешь? А то я уже пять часов здесь кукую…» Обернулся в удивлении — и вот он, наш новоявленный Афанасий Никитин, подавшийся за три моря: молодой, сильно загорелый парень в шортах и майке. У ног его стоял солидный рюкзак со скаткой палатки.
Познакомились. Его звали Юра Силантьев, студент из Твери, который вот уже три недели путешествует автостопом по Европе. Три дня назад, как рассказал Юра, он был на фестивале сыров в Бользано, вчера еще осматривал дворцы Флоренции, а вот теперь ждет попутчиков до Рима — конечного пункта его путешествия. Пока наша машина мчалась триста километров до столицы Италии, Юра посвящал меня в тайны автостопа, который, как оказалось, уже многие годы популярен в Европе и становится все популярнее среди молодежи СНГ…
— Я «заболел» автостопом несколько лет назад, — рассказывал Юра. — Сами посудите: откуда взять денег на дорогую путевку небогатому студенту? А ведь хочется путешествовать, увидеть мир, новые страны. К тому же тупое лежание на пляже меня никогда не прельщало… Вот я и вышел на трассу. Первое путешествие совершил в родных пенатах, проехал от родной Твери до Калининграда. Приключений тогда было — хоть отбавляй! И дождем меня заливало, и в заброшенной деревенской конюшне ночевать приходилось… Это уже потом я стал опытнее, начал готовиться к путешествию, разбирать маршрут, связываться с другими автостоперами, у которых всегда можно почерпнуть что-то полезное.
Затем были путешествия по Украине и Венгрии, в прошлом году Юра проехал всю Германию.
— Главное, получить визу в одну из стран, входящих в Шенгенскую зону, — говорит Юра. — Неплохо бы еще иметь приглашение от друга или знакомого из какой-нибудь страны Евросоюза. И международную студенческую карточку — по ней можно получить множество скидок при путешествии. Идеально — паспорт страны, входящей в ЕС. А потом, в принципе, вся Европа для тебя открыта. Особенно мне понравилось в Германии: полицейские не цепляются, вежливые, водители так привыкли к стопперам, что почти каждый согласится тебя подвезти — только бы по пути было. А в деревнях тебя, странствующего студента еще и бесплатно накормят! Представьте: из пятисот евро, что у меня были, я еще почти сто привез домой — не понадобились!
— Итак, выглядит это примерно таким образом: вы стоите на обочине, поднимаете руку и одна из машин вскоре (а, может быть, не вскоре, а через несколько часов, за которые вы проклянете все на свете) останавливается, вы садитесь в нее и уезжаете, — рассказывает Юра. — Уезжаете на один — два или на несколько сотен километров — в зависимости от везения и ваших планов. До ближайшей деревни или до далекого города, находящегося через несколько государственных границ от обочины, на которой вы провели пять минут или полдня. Таким способом можно проехать от пятидесяти до тысячи километров за день. Зачастую понятия не имеете, где окажетесь сегодня вечером и как проведете ночь. Но главное — вы встречаете огромное количество совершенно разных людей, и ваши впечатления от страны раскрашиваются неповторимыми красками человеческого общения…
Есть у автостопа и свои особенности, которые нужно знать, чтобы успешно им пользоваться. Например, стопить машины лучше одному — так проще для водителя. Даже в большой фуре «дальнобойщиков», как правило, есть только одно место, потому что сзади спит сменщик. Поэтому если вас двое или трое, да у каждого еще и рюкзак, водитель может просто развести руками: извините, ребята, вас слишком много… Поэтому, если даже путешествуют большой компанией, стараются разделиться — так легче уехать.
Но и здесь есть свои нюансы. Например, когда путешествуют пара — парень с девушкой, их чаще «подхватывают» легковые машины, особенно если за рулем сидит пожилой джентльмен, а рядом — его верная подруга. Видимо, вид романтичной молодой парочки на дороге будит в их сердцах воспоминания о незабываемых временах ушедшей молодости… Так что такие «драйверы» не только подвезут путешественников до нужного места, но даже порой, если девчонка сделает вид «потерянного котенка» (скорбный взгляд, втянутые щеки и т.д.) накормят их в каком-нибудь кафе, а то и предоставят место для ночлега в своем жилище. Автостопщик должен быть психологом — этому правилу жизнь и трасса быстро учат…
Другой момент — надо знать, где «голосовать». Формально, автостоп в Европе легализован. Везде, кроме автобанов (знаки на зеленом фоне), можно ловить попутку. Считается, что при голосовании на автобане можно даже поиметь проблемы с полицией и заплатить значительный штраф. Однако Юра говорит, что в Германии полицию видел, но она к нему интереса не проявила. Однако подобные законы действительно существуют, и о прецедентах возникновения проблем с полицией при голосовании на автобанах слухи у стопперов ходят. Так что лучше быть осторожнее.
Самый распространенный способ — ловить попутку недалеко от заправок, кафе или станций техобслуживания, а также рядом с постами дорожной полиции, где есть съезд с дороги и так называемые «карманы», там обычно «дальнобойщики» останавливаются перекусить и отдохнуть. Но тогда порой можно прождать несколько часов — водители спешить с отдыхом не любят.
— Есть и еще один нюанс в автостопе. Если любишь попить пивка — на время советую отказаться от этого пристрастия. По соображениям этики. Дальнобойщик рад подвезти, но останавливаться ради вас на скорости сто километров в час — ему будет в облом. Если уж приспичило — подождите, пока сам драйвер не свернет в елки. Рано или поздно это должно будет произойти.
А что автостопщик будет есть, где отдыхать? Ведь спать-то все равно нужно… Здесь тоже у экстремала есть выбор: можно остановиться в молодежном хостеле или общежитии, которых в Европе множество. Или снять на ночь комнату, что обойдется в десять — пятнадцать евро. Можно переночевать в стоге сена. Можно, как сегодня многие делают, возить с собой маленькую палатку на одного человека. Они сегодня стали такие миниатюрные, собираются и разбираются за пять минут, так что нейлоновая крыша над головой — всегда с путешественником. Правда, не везде в Европе разрешено разбивать палатку на природе, но тут уж самому надо решать… А так приятно спать под звездами, и чувствовать, как Земля летит сквозь прохладный звездный туман! А потом еще утром встретить рассвет и пить кофе с первыми лучами солнца…
Вообще-то у стопперов со стажем столько оказывается знакомых и приятелей во всех концах Европы, что где-то переночевать совсем перестает быть проблемой.
Что касается питания — еда в Европе дешевая и, если не стремиться к кулинарным изыскам, питательный и простой обед путешественнику всегда обеспечен за 5-7 евро. К тому же в магазинах огромный выбор продуктов быстрого приготовления — на них тоже вполне можно продержаться несколько недель.
К таким путешественникам в Европе так привыкли, что нет ничего зазорного просто прийти в придорожное кафе и попросить кипятка или даже просто погреться. На заправке можно умыться и даже принять душ — за пару евро, а то и бесплатно. Десятка два-три слов и фраз на языке аборигенов той страны, где путешествуешь, также очень помогают делу.
Расставаясь с Юрой, я спросил о его дальнейших планах.
— Ну что сказать… Дней пять поживу, в Риме, посмотрю здесь все, мне ребята адрес отличного недорогого хостела дали…Может, в Ватикан схожу, Колизей, то-се… А потом — начну собираться домой, через Австрию, Германию… Словом — дорога план покажет!
Когда он ушел, мне подумалось: а может, так и надо жить, с ожиданием каждого нового дня как праздника или приключения? Хотя бы на время отпуска…