Австралийская зима - Караван
  • $ 499.51
  • 525.83
-4 °C
Алматы
2024 Год
28 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Австралийская зима

Австралийская зима

После “вторжения” в пустыню Сахара рубрика “Нетуристическими тропами” приглашает наших читателей в австралийскую зиму

  • 29 Февраля 2008
  • 1229
Фото - Caravan.kz

Впечатления всплывают сами собой. Длинная дорога и стена дождя, через которую я пробиваюсь на небольшом внедорожнике. Потоки небесной воды нескончаемые! Дворники, включенные на максимальную мощность, беспомощно скользят по лобовому стеклу, видимость 10–15 метров. Практически на ощупь въезжаю в Перт, столицу Западной Австралии. Законопослушные и вполне дисциплинированные австралийские водители, сбросившие скорость до 20 км/час, плетутся гуськом. Фривей с четырьмя полосами в каждом направлении, как огромная река! Информационное табло на заправке бесстрастно сообщает: +5 по Цельсию, ветер западный, порывы до 50 км/ч. Австралийская зима, однако!

Пятнадцать часов + таможня

Еще на подлете к западному побережью ультрамариновая гладь океана постепенно меняет цвет. Остров Австралия медленно вырастает из глубины. Территория суши – 4 на 3,5 тысячи километров! То, что половина ее занята пустыней, заметно невооруженным глазом. Резкий контраст ярко-зеленой береговой полосы и красноватого центра! Первое впечатление после приземления: как же это далеко! Пятнадцать часов в кресле трансконтинентального лайнера на высоте 12 километров позволяют понять, почему так поздно вездесущие англичане колонизировали Австралию. Второе сильное впечатление – австралийская таможенная служба. Внушительный список того, что нельзя ввозить, а тем более вывозить. Заполняя декларацию, обнаруживаю пункт, перевод которого ставит в тупик. Прибывающему на Зеленый континент необходимо указать о службе в оккупационных войсках. Закончив с формальностями, вежливо прощаюсь с женщиной-офицером, улыбнувшейся на мой вопрос: это по жизни все такие серьезные или положение обязывает? Позже, встречая и общаясь с коренными жителями и приезжими, отмечаю национальную особенность – внешнюю серьезность госслужащих.

Море впечатлений!

Перт – столица Западной Австралии – растянулся по побережью на пару сотен километров. Современный аэропорт, железная дорога по евростандарту, порт для океанских лайнеров и маленькие, вросшие в землю домики столетней постройки. Соседство небоскребов и традиционной одноэтажной застройки. Чистые улицы, аккуратные кварталы. “Ничего особенного. Обыденно суетливый деловой центр и размеренно-спокойные “спальные” районы”, – убеждает меня случайно встреченный переселенец с Украины. Он здесь уже более десяти лет. Но для меня все внове. Даже австралийское кафе, куда пригласил заглянуть новый знакомый. Разнообразие морских, точнее, океанских обитателей, предлагаемых на выбор прямо с витрины, поражает. За 10–20 минут искусные повара сотворят из крабов, лобстеров, мидий, кальмаров и прочей подводной живности любое из сотни предложенных блюд. Оценив размеры моего аппетита, бывший киевлянин замечает, что все это обойдется недешево. Знал бы он, сколько стоит аналогичный заказ в ресторанах Алматы!

Работающие австралийцы обожают “быструю еду”. Фастфуд развит повсеместно. Американская, португальская, китайская, малайзийская, итальянская, мексиканская и местная кухни уживаются на одной улице… Выходцы из Советского Союза, как правило, расселяются в крупных городах, в мелких поселках их практически нет. Интересно наблюдать за детьми эмигрантов. Преодолев языковый барьер, они очень быстро вливаются в спокойную жизнь современной Австралии. А родителям приходится этому долго и напряженно учиться. Коренных жителей, аборигенов, когда-то занимающих всю территорию, сейчас около 10 процентов. Получая субсидии от государства, они могут не работать. Денежная компенсация – как откупные. За столетие освоения Зеленого континента аборигены не раз подвергались насильственным действиям.

Это вам не Москва!

Собственный дом, бутылочка пива и барбекю – это то, о чем мечтает каждый австралиец. На собственное жилье заработать непросто, а вот на барбекю и пиво хватает пособия. Так что “социально незащищенные слои населения” не бедствуют. Несмотря на кризис 90-х, в Австралии очень маленький процент безработных. Стоимость труда высокая. Правда, и налоговое бремя значительное. “Слабо идет бизнес, – жалуется бывший соотечественник, торгующий стройматериалами. – Вот в Москве, помню…”.

Мы едем по старому городу. В хитросплетении лабиринта улиц я осваиваю левостороннее движение. Задача несложная, но иногда приходится подавлять отработанные до автоматизма навыки. Чтобы расслабиться, глазею по сторонам. Колониальный стиль начала прошлого века присущ большинству зданий. Минимум изысков. Одинаковая цветовая гамма черепичных крыш. Брусчатка. Если б не тесно припаркованные авто – настоящий Дикий Запад.

Все эти впечатления комом сваливаются на голову казахстанского путешественника за пару-тройку дней активного общения. Пора передохнуть и отправиться к океану!

Океан со всех сторон

Западная Австралия омывается водами Индийского океана. Этот фантастический, бесконечный, непредсказуемый, живой великан. В любую погоду он завораживает. Я частенько наблюдал такую картину: горожане целыми семьями приезжают на берег в штормовую погоду и наслаждаются буйством природы. Причудливо изрезанное побережье – национальное достояние австралийцев. За пляжами и береговой полосой наблюдает специальная служба. На побережье не встретишь мусорных куч или разбитых бутылок. Серферы, яхтсмены, рыбаки удивительно бережно относятся к “ничейным” территориям. А о последних только анекдоты и рассказывать. Мол, поймал рыбку, померил – маловата будет, да и отпустил подобру-поздорову… На каждом моле или волнобое прикреплена линейка с описанием и размерами морских обитателей, коих можно ловить, а коих нет. И что же?! Большинство придерживаются правил! А яхтсмены – особая категория людей!

В современной Австралии никого не удивишь двумя и более автомобилями в семье. Катера и яхты в личном пользовании – совсем другое дело. Они покупаются для престижа. Ну и что, если владелец выберется на океанские просторы раз в два года. Зато на борту всегда можно провести вечеринку и похвастаться стоимостью белоснежного морского «коня». Развернуться, точнее, поплавать в удовольствие, есть где! Самыми мобильными и неутомимыми являются поклонники серфинга. В любую погоду на побережье найдешь группу людей с яркими досками. Для прогулки по зимнему океану к нехитрой экипировке прибавляются комбинезоны из неопреновой кожи. По собственному опыту я теперь знаю, что несколько часов, проведенных в беспокойных прибойных волнах, – это эмоции на долгое время вперед! Дрожь в ногах, сведенные скулы и настоящее чувство адреналина на гребне волны!

Край доверчивых кенгуру

Чем дальше от океана, тем агрессивнее становится пустыня. Чахлая трава, редкий кустарник, красный песок и бесконечные волны барханов протяженностью в несколько километров. Шестьдесят процентов континента выглядят именно так. Зато остальные сорок – это настоящее буйство жизни. От мангровых лесов на юго-востоке до реликтовых эвкалиптовых рощ на западе. Мангры – деревья и кустарники, от ствола опускают своеобразные корни – ноги. Таким образом, одно дерево может разрастись на десятки и сотни квадратных метров, образовав целый лес. Возраст такого чуда природы исчисляется сотнями лет. К этим лесам никто не прикасался: не рубил, не вторгался, ничего не строил и не выращивал. Рощи эвкалипта впечатляют не меньше. В кронах исполинов особая жизнь. Самые шумные – попугаи.

А вот коалы – тихони. Найти плюшевых мишек сложно. Чего не скажешь о кенгуру. Как уверяли меня хозяева маленькой фазенды, где пришлось заночевать, на каждого жителя Австралии приходится по два-три кенгуру! Аккуратный домик ничем не огорожен. И кенгуру приходят в любое время. Просто так, пообщаться. Наутро и я познакомился с пушистым созданием несколько месяцев отроду. Теплый комочек очень доверчиво прижался к ноге и вопросительно заглянул в глаза…

Забравшись вглубь лесного массива, внезапно выхожу к чистому озеру с пресной водой. За зимние месяцы оно наполняется дождевой водой и активно используется в летний период. Купаться и ловить рыбу в таких местах не разрешается. Видимо, этого не знает ехидна, что-то выкапывающая на берегу! Заслышав шаги, зверек скрывается в зарослях. А на противоположном берегу резвится целая стая кенгуру!

Оглядываясь по сторонам, вдруг осознаю, что здесь везде жизнь, а солнечный свет, пробивающийся сквозь кроны деревьев, – зеленый!

(Продолжение следует)

Александр КИСЛОВ, казахстанский участник проекта российского фонда кругосветных экспедиций (фото автора)