Вся система Вооруженных Сил нуждается в полном пересмотре, в своеобразной «трансформации» армии, в техническом и информационном перевооружении, в духе XXI века.
Не исключено, что в ближайшее время изменится весь жизненный уклад армии, во имя большой, серьезной цели, — наведения порядка, повышения уровня боеготовности.
Свежий взгляд нового гражданского министра обороны Даниала Ахметова на происходящие скрытые явления пока еще только-только приносит первые результаты. Однако, есть некоторые вещи, на которые «пролить свет» могут (и достойно помогут) СМИ.
Уровень подготовки военных кадров давно не подвергался «тестированию», а подготовка летного состава (то же можно сказать и о танкистах) нуждается в особом контроле. Здесь есть «военные секреты»: без приличных наземных тренажеров, точнее, без авиационных тренажеров, невозможно научить «правильно» летать.
Авиационный тренажер своего рода — технический «тест», который еще и учит. И, все-таки, его лучше сто раз увидеть, чем сто раз о нем услышать.
Существует правило: как полеты организуют, так полеты и пройдут, без ЧП. Безопасность полетов — дело государственной важности. Вообще, по мнению многих генералов, Казахстан в советское время занимал приличное место по безопасности полетов. Не было в республике ужасных ЧП в эпоху СССР! Хорошие были генералы, знали свою работу, дорожили репутацией, хлебом. С другой стороны, давая ПРИСЯГУ стране, ФЛАГУ, или КОНСТИТУЦИИ, каждый должен выполнять свои обязанности, раз уж поклялся. Поэтому воины, которые «передумали» служить, забыв о Присяге, не внушают доверия, даже если уедут служить в другую страну, они там в каком «списке»? Раз воин нарушил Присягу, есть ли ему вера? С другой стороны, руководство должно обеспечивать все необходимые условия, поэтому — быть в курсе всего.
И, если руководство нарушает клятву, то и ему — какое доверие?
Дорогостоящие асы
Летчики — очень дорогое «явление», и их надо ценить, разумеется, отнюдь, не за «красивые глазки», а, прежде всего, за те самые затраты, которые вложены в их подготовку изначально, ведь даже учебные полеты, если их посчитать, дорого обходятся государству.
Пока летчик становится асом, на него уходит много средств, и ценятся они потом на вес золота.
Еще обучаясь в летном училище, курсант летает на авиационной технике, для чего тратится определенное количество авиационного топлива, приплюсуйте сюда затраты по обслуживанию полетов: метеослужбу, ежедневный медицинский предполетный осмотр, наземное обслуживание аэродрома, парашютные учебно-тренировочные прыжки на случай ЧС, летную столовую (летный паек), доставку на летное поле и обратно, выйдет, что на одного курсанта-летчика «работает» 20 человек!
Существует мнение, что в военной авиации обучить летчика 1-го класса, равносильно по материальным затратам тому, что подготовить 5 докторов наук.
Судите сами: даже только взлетев, например, на «МиГ-27», и только включив «форсаж», убрав шасси и закрылки, летчик уже потратит за минуту 600 кг топлива. А на «Су-27», — только взлетев, машина «палит» 1500 кг топлива, полторы тонны — на два реактивных двигателя.
Или другой пример: за один полет летчик-истребитель пускает одну управляемую ракету. А мало кто знает, что одна такая ракета сопоставима по стоимости с ценой автомобиля «Жигули». Но армия и авиация должны быть в отличной форме! Ракеты, топливо — мелочи, самое важное — безопасность страны! Ведь во всех странах ракеты и полеты обходятся недешево.
И еще: как известно, нормальный летчик чаще всего умирает своей собственной смертью, на пенсии, так как, соблюдая правила, летает хорошо, без проблем.
Хотя, бывают разные случаи. И многое зависит от организации безопасности.
Поэтому, теряя летчика, Вооруженные Силы теряют нечто ценное, весьма драгоценное. Именно, чтобы избежать сотни ненужных, бессмысленных ЧП, иных проблем, очень необходимы авиационные тренажеры. Тренажер — умная штука и решает сразу много проблем:
1. Обучение: курсанты, летчики — приобретают и закрепляют рабочие навыки.
2. Экономия (речь идет об экономии миллионов долларов!):
А) денег на тренировочные полеты;
Б) экономия средств на топливо;
В) экономия средств на реальное обслуживание;
Г) экономия самой техники, ведь при неумелом учебном полете самолет (очень дорогостоящая техника) может разбиться, а летчик — погибнуть;
Д) экономятся «управляемые» ракеты и др., и т.д.
3. Сохранение престижа, репутации, имиджа: ведь, если в н-ской воинской части бьются летчики, то какая о них «молва», как, впрочем, и об Армии, о Вооруженных Силах той или иной страны — тоже (в таких случаях вообще не нужно строить иллюзий и заниматься самообманом).
А эти ЧП подрывают имидж государства в целом.
4. Сохранение человеческих жизней, тысяч жизней отличных специалистов, по большей части — мужчин, детородного возраста, то есть — как раз того, чего в Казахстане — маловато.
ТРЕНАЖЕРЫ СПАСАЮТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖИЗНИ, а чаще всего у нас на экстремальной работе (службе) заняты — именно мужчины! Автор убеждена, что идею тренажерного центра поддержат и женские комитеты, и комитеты родителей, солдатских матерей, общество по защите прав человека, и комитет защиты мужчин (такой недавно был создан). Конституция — гарантирует право на охрану труда и жизни, здоровья, таким образом, Национальный тренажерный центр реально вписывается во все пункты основного закона РК.
5. В конце концов, наверняка, те читатели, кто видит данный материал, и сами часто летают. Если не в командировку, то на отдых в Турцию (или куда подальше), причем, всей семьей. Кто знает, может, дав «добро» тренажерам, эти люди однажды полетят рейсом, на котором летчик, занимавшийся на тренажере, сумеет вывести из опасного штопора пассажирский самолет, потому что — учился на том самом, отличном, «одобренном» авиационном тренажере, летать БЕЗ ЧП!
6. Кто-то, какой-то генерал, или командующий, может потерять должность из-за бардака в вверенной ему части, армии и т.д. Зачем ему проблемы с ЧП? То есть, тренажер может спасти карьеру и какому-то генералу!
8. Автор не исключает, что, учитывая, все названные аспекты, сама идея, работает, кстати, на развитие инновационных технологий, евростандартов.
Мы хотим быть в списке наиболее развитых стран мира!? И, коль скоро мы говорим о тренажерах, то есть и тренажеры для обучения МЧС, которые спасают людей во время землетрясений, селей, пожаров, ЧС!
Тренажерный подход
Тренажерный бум, как птица Феникс, переживает второе рождение, во всяком случае, в СНГ. В Российской Федерации качественные тренажеры давно вошли в обиход, будь то учебно-летный Центр, летно-испытательный Центр, или ввод в действие и отработка навыков работы с новым типом электровозов в КБ.
Мнение весьма опытных летчиков — асов, в том числе и тех, кто летал не только в небе своей страны, а практически — над разными странами и континентами, о роли тренажеров, единственное и непоколебимое: тренажеры — нужная вещь!
Представьте себе, авиаторы произносили тосты «За безопасность полетов», и «За тех, кто…». Жизнь и смерть — рядом, грань незрима.
В советское время и военная, и трудовая дисциплина были достаточно строгими, в том числе, в авиации. Без предварительных занятий (да еще энное количество часов) на специальных авиационных тренажерах, летчики не допускались к полетам. Да и как можно было допустить к полетам человека, который даже в безопасных условиях тренажера не учился «выходить из штопора»? Когда он, не рискуя ни самолетом, ни пассажирами, ни своим экипажем, ни лично собой, не пытался тренироваться, не «набил руку», то есть практически — не был готов взять на себя реальное управление воздушным судном?
Мы часто видим по ТВ, как тренируются космонавты перед полетом — все по строго утвержденной, разработанной программе, по графику, по инструкциям! Так вот: тренировки летчиков (моряков, спасателей) должны проводиться так же скрупулезно и ответственно.
Вопрос в том, кто и где будет тренироваться, если нет необходимых добротных тренажеров. Поэтому, — идея подполковника ВВС и СВО ВС РК — А.И. Косолапова о создании в РК Единого национального тренажерного центра, заслуживает самого пристального внимания.
Впрочем, тут же напомню: мы живем в мире, где постоянно происходят кражи (или заимствования) идей, поэтому будет неудивительно, если идею Косолапова идеально осуществят в КНР, дней так через 150… А когда же — в РК?!
Мнение полковника Рубанова
В списке современных знаменитых летчиков в РК, известный полковник Н.Г. Рубанов, летчик-истребитель, летавший на планерах еще со школьной скамьи, а позднее — на самолетах, практически — всех поколений.
Уже на пенсии — он переучился на более спокойный самолет — «Фестиваль», новый цельнометаллический вариант двухместного, учебно-тренировочного типа, на котором он летал близ Костаная, охраняя леса от пожаров.
Н.Г. Рубанов успешно служил в странах Варшавского Договора (в Европе), затем — в одной из жарких стран Африки обучал тамошних летчиков летному искусству, помогая осваивать замечательные советские самолеты «МиГ-23».
Итак, полковник Рубанов считает:
— Летчик — чем больше летает, тем он лучше летает. Или даже точнее так: чем больше летчик летает, тем он — лучше.
Тренажеры — необходимый атрибут обучения летному делу. Начиная с летного училища, далее, пересаживаясь с одного типа самолета на другой, всегда было принято «набивать руку» сначала на тренажере.
Так экономится все: топливо, техника, ведь, как известно, ресурс самого самолета, как и любой его части, имеет строго обозначенные инструкциями нормы, указанное испытателями-летчиками и другими специалистами, оптимальное время эксплуатации, за которым стоят годы испытательной практики! Но не только экономится все, что является матчастью (материальная часть — самолеты, вертолеты, танки, ГСМ). На тренажерах «отрабатывают» разные упражнения, полеты в разную погоду.
Например, во всех частях, где мне приходилось служить, — на Украине, затем — в ЗабВО (в Забайкалье) и т.д. — непременно была и система подготовки летчиков (в общей целой системе), — называлась «НКТЛ» (наземный катапультный тренажер летчиков), проводилась отработка элементов катапультирования из самолета (такое тоже бывает, в редких случаях ЧП).
Бывает, летчики учатся катапультироваться, умеют и знают, но настолько хорошо летают, что никогда и нигде им так и не приходится вообще катапультироваться, или производить вынужденную посадку, или, что еще хуже, «бить» самолет. Чем больше летаешь, тем гораздо лучше, от полета к полету.
Пилот «набивает руку» именно в процессе полета, в том числе, и упорно «летая — тренируясь» на нормальном авиационном тренажере. Бездействие для летчика — хуже смерти! Что касается НКТЛ: при «выстреле» перегрузка достигала 22, пусть и кратковременно, может, на долю секунды. Неприятно. Задняя часть тела болела потом, 2-3 дня. У кого — неделю. Как вспомнишь, так неприятно.
А потом, позднее, придумали уже другую катапульту, получше, ТМ-36 Д, Северин придумал новое кресло, там уже другая система, другая психология спасения жизни летчиков.
Это его кресло позднее по договору купили даже американцы. Хорошая вещь. И уже сами «держки» — не слева, не справа, а по центру. В любое время можно было любой (одной) рукой взяться и ввести в действие. Вот сейчас на «Су-27» и на «МиГ-27», др. самолетах-истребителях они и стоят. В любое время, в ЧП, когда пилотируешь, при экстренной необходимости, можешь любой рукой дернуть, и тебя из кабины выбросит. А дальше — уже автоматика срабатывает, стабилизирует, выдергивается малый, вспомогательный парашют (вытяжной), основной парашют. Летчик может даже без сознания оказаться в ЧП, а парашют его «приземлит». Все продумано!
Эти парашюты испытывают парашютисты-испытатели. У меня был один такой знакомый парашютист-испытатель, Герой Советского Союза, я с ним в Ахтубинске (летно-испытательный центр РФ) познакомился. Короче, на НКТЛ мы отрабатывали реальное катапультирование из самолета! Однако, тренажеры для летчиков бывают разные. Есть тренажеры, на которых можно отработать все: от взлета — до посадки! Можно отработать — БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ (самолета), СТРЕЛЬБУ ИЗ ПУШКИ, ПУСКИ РР (радиоуправляемые ракеты), БОМБОМЕТАНИЕ (отрабатывается точность попадания, экономятся дорогие бомбы), ПУСКИ УПРАВЛЯЕМЫХ СРЕДСТВ.
Много лет назад нас очень сильно готовили, когда надо было отрабатывать ПУСКИ РАДИОУПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ (с самолета) — ХА-23, это было еще лет тридцать назад, в 70-х годах прошлого века.
Специальные тренажеры, и вот: все время крутится кассета (пленка), ты как будто летишь, этой кассетой управляешь: а там — вначале баржи, а потом корабль, или бронепоезд идет, и летчику надо удержать «лучик» прицела так, чтобы ракета попала точно в цель, по радиокомандному лучу.
Так вот, прежде чем нас, летчиков, допускали к стрельбе этими радиоуправляемыми ракетами (практическому пуску реальной, дорогой ракеты), мы все должны были сделать сначала 600 выстрелов на тренажере, перед экраном! Это неделю надо было сидеть и тренироваться, и тренироваться!
Потом тебе надо было еще «сдать зачет» на это упражнение на учебно-боевом самолете (истребителе), нас «провозили» специально, там мы «пускали» эти ракеты, и только — после всех этих тренажерных тренировок и «зачетного» полета, могли быть допущены к самостоятельному пуску тех дорогостоящих ракет, когда были уже реально готовы.
Вообще тренажеры есть для каждого типа самолета. Поскольку мне пришлось летать на многих самолетах, то и тренироваться пришлось на всех тренажерах, соответствующих всем этим самолетам. Труд, требующий совершенствования.
— Как Вы думаете, сегодня летному составу нужны тренажеры?
— Конечно, конечно! Есть поговорка: ЛЕТЧИК РОЖДАЕТСЯ НА ЗЕМЛЕ. Чем больше он тренируется, тем больше и лучше у него «моторика», распределение внимания, реакция, вся психология вырабатывается уже, хочешь-не хочешь.
Там даже имитируют звуки, работает слух, даже вибрацию самолета при взлете и посадке, распределение внимания.
Каждый самолет, например, «МиГ-17», имел, допустим, «47» — коэффициент наполнения кабины, — тумблеры, кнопки, стрелки всякие, а «Миг-23» — он где-то около «180», а «Миг-27» — уже «270», а вот «Су-27» — имел коэффициент уже около «400», — это приборы, тумблеры, кнопки, всякие сигнализации.
Поэтому тренажер нужен, чтобы летчика подготовить. А ведь не каждому дано! Попробуй, без подготовки — сядь за руль автобуса, и повези-ка пассажиров. А что про самолеты говорить!? Тем более — про большие, дорогие самолеты! Летчиков Гражданской авиации тоже готовить надо сначала специально на тренажерах (так готовили раньше), чтобы у него уже выработался РЕФЛЕКС.
А преподаватели его тренируют, «натаскивают» и уж затем делают выводы: готов или не готов пилот, к выполнению задачи?!
«Физика» — явление одинаковое, что у спортсменов, что у летчиков. Вот, например, занимаются бодибилдингом, они же гири тягают, все себе «качают», а потом берут то, что надо. И тренажеры для того и нужны, чтобы «качаться», тренироваться.
— Сколько в среднем часов занимались на тренажере военные летчики СССР?
— Это зависело от класса летчика, от типа самолета, на котором он летал.
Например, когда вы летали уже на супер-современном «МиГ-27»?
— Это занимало 10 часов в месяц. Но молодые ребята, начинающие летчики занимались ежедневно, или почти ежедневно, по полчаса, по часу, и т.д.
— Одним словом, ходили на тренажер, практически, как в спортзал?
— Аналогично.
По ТВ постоянно показывают, как тренируют на тренажерах космонавтов, ведь там у них не будет времени исправлять ошибки, там — космос, бездна. Мы все видим, как погружают в океан их дорогой космический модуль (пусть и учебный), в целях «отработки» приводнения (приземления) в морские воды.
И космонавты отрабатывают часами, сотнями часов, свои простые движения, свои действия, практически на все возможные (и невозможные) случаи. Аналогично и летчиков, в военной авиации — тренируют на специальных тренажерах, возят на «воздушный бой», на «стрельбу», есть тренажеры для полетов в СМУ, — в сложных метеоусловиях, — и пока не научишься хорошо «по приборам» заходить на посадку, тебя никогда не выпустят в самостоятельный полет!
Надо было показать на тренажере качество своей работы хорошее, доказать экзаменаторам, что ты соображаешь, в любых условиях, в тумане, при плохой видимости, или в облаках, или ночью, в полной темноте, ведь военный летчик должен летать практически в любую погоду! А потом, когда инструктором становишься, то это уже двойная ответственность: ты и сам уметь должен и еще кого-то обучить. И ты за него потом ответственность несешь! Ведь именно ты его «выпускаешь в полет»! И здесь все важно: и психология человека, и знание конструкции самолета, и как все делается, нужен большой объем знаний. Я сам помню всех своих учителей, всех своих инструкторов. Я им благодарен. И могу сказать, мои ученики тоже мне звонят, из разных областей, краев СНГ.
— То есть, это почти как у писателя и летчика, Антуана де Сент — Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»?
— Так точно!
Фото с сайта http://nvo.ng.ru