Авиашоу показало: Воздушная оборона РК - в порядке - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+12 °C
Алматы
2024 Год
24 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Авиашоу показало: Воздушная оборона РК - в порядке

Авиашоу показало: Воздушная оборона РК - в порядке

В честь 10-летия Сил Воздушной обороны РК на военном аэродроме близ Алматы в выходные состоялось авиашоу. В нем приняли участие военные летчики, военные парашютисты, летчики аэроклуба, авиамоделисты, фанаты авиации.

  • 19 Августа 2008
  • 4146
Фото - Caravan.kz

Силы Воздушной обороны ВС Республики Казахстан, безусловно, наиболее продвинутые во всей Средней Азии и по уровню подготовки не уступают ВВС других стран мира.
Празднование дня Сил Воздушной обороны, по старой доброй традиции, проводилось на военном аэродроме «Первомайский», рядом с г. Алматы. Погода выдалась чуточку облачной, легкие слои облаков прикрывали собой южную столицу и пригородные зоны от палящих лучей солнца.
Сотни посетителей гуляли по аэродрому, детвора с удовольствием забиралась в кабины вертолетов, чтобы посмотреть технику изнутри, сфотографироваться «на фоне», почувствовать себя по-настоящему счастливыми и рассказать затем и друзьям, и близким.
Ракетные установки, покрытые зеленью маскировочной сети, своей мрачной и недоступной мощью внушали священный трепет. Показательные выступления военных летчиков, военных парашютистов, а также авиамоделистов и летчиков аэроклуба, праздничный концерт на сцене под маскировочной сеткой цвета хаки, — все это будоражило воображение, было пропитано духом высокого патриотизма и даже, совсем чуточку, романтического авантюризма.
Одним из ведущих авиашоу был легендарный полковник В. Жовтый, бодрый, стройный ветеран двух войн, которому недавно исполнилось 87 лет.
Чемпионская акробатика
В небе с большими флагами РК парили парашютисты СПК (спортивно-парашютной команды) СВО, известные во всем СНГ, Азии и мире — В. Валявин, Ю. Сабад.
Затем последовала купольная акробатика: две «четырехэтажные» этажерки из куполов (А. Тарабаев, А. Терентьев, Д. Новицкий, А. Томилин), одна из этажерок завершилась очень плавным «расхождением» на двухэтажные (Л. Дудкин, В. Ли и С. Жолдин, И. Штоль), которые «перестроились» далее в два «колокола», легко и виртуозно «расцепившись» у самой земли, за семь секунд до приземления. Такой уровень мастерства во всей Средней Азии есть только у казахстанских военных парашютистов.
Женщины-парашютистки (И. Анцупова, О. Федоренко, Н. Николаева, Б. Рамазанова, Л. Исентурлиева) «запрыгнули на небо» с традиционными праздничными ленточками. Чемпионы Азии и Океании, обладатели многих кубков и золотых наград — славная команда военных парашютистов СВО!
В небе — высший пилотаж
Летчики аэроклуба, мастера спорта по самолетному спорту А. Мамонтов, А. Черняк, легко, стремительно заняли свои позиции в небе над летным полем, незамедлительно начав свой показательный сложный групповой высший пилотаж: на двух самолетах «Як-52», ведущим в тройке летал на самолете «Як-55» — начальник аэроклуба, легендарный летчик — ас Юрий Ельцов, чемпион СССР, заслуженный тренер РК по самолетному спорту, кавалер ордена «Дружбы народов», подготовивший и научивший летать сотни летчиков.
«Горизонтальные восьмерки», «Петли Нестерова», «боевые развороты» с разными углами, на малой высоте, «горки» с разными углами, — все эти сложные элементы выполнялись в сложном «боевом строю», когда один самолет от другого летит на опасно малом расстоянии, когда все машины синхронно летят на большой скорости, за красивым полетом, легким на первый взгляд — колоссальный опыт многих тысяч часов налета!
Пилотаж на вертолете «Ми-2» продемонстрировал универсальный летчик, летающий президент авиакомпании «Тянь-Шань», выпускник КАИ, а также воспитанник казанского и алматинского аэроклубов Владимир Анцупов, который «на гражданке» — участник авиалесохраны. Виражи на предельно малой высоте, «повороты на горке», «гусь», «рюмка», «висение на малой высоте», проход вдоль трибуны на высоте 15 метров — таковы его привычные трюки!
Спустя некоторое время в небе появился один только «Як-55», на котором легендарный ас Юрий Ельцов показал одиночный высший пилотаж, в котором все элементы чемпионатов по самолетному спорту. Юрий Ельцов заставляет восхищаться своим высочайшим летным мастерством даже видавших виды военных асов: его полет — как музыка Бетховена, в ритме «очень быстро», в стиле «крылатый металл», на чемпионском уровне! Такой полет гипнотизирует и вдохновляет: «управляемая бочка» на вертикали вверх, вращение с обратным обтеканием «на хвост» (при котором пилот испытывает большие перегрузки), управляемые вращения на горке вверх и вниз, петля со штопорной бочкой, «колокол», поворот на вертикали, обратная петля, «штопор», поворот на горке, вираж с внутренними бочками, проход на высоте 50 метров в обратном (!) полете (вверх колесами). Данный элемент уже из разряда акробатики, которую может выполнять только летчик-ас, с громадным опытом, не менее 10 000 часов налета!
Будет справедливым сказать, что ни в одной стране СНГ, нигде, кроме России и Казахстана, такой прекрасный пилотаж не демонстрируется! Подобным зрелищем в тех же США можно любоваться лишь на авиашоу, вход куда стоит 500 долларов.
Интервью с асом
Пожалуй, столь большое количество отважных летчиков и авиационных инженеров более нельзя увидеть нигде, только на военном авиашоу. Подтянутые подполковники и полковники, в белой парадной, либо в более скромной, летной форме цвета «пятнистого хаки», участвовали и наблюдали за ходом действа. Среди них находилось немало офицеров с многочисленными наградами, служивших, летавших как в Афганистане, так и в других странах мира. У одного из них, летающего и в данное время, автору удалось взять эксклюзивное интервью.
Полковник Хохлов Ю.Ф, из Службы безопасности полетов Сил воздушной обороны Минобороны Республики Казахстан — один из тех, кто по долгу службы обеспечивает контроль за безопасностью и организацией полетов, причем на разных военных аэродромах страны, а также летает в кабине самолета с курсантами летного училища, в качестве проверяющего инструктора.
— Господин полковник, все присутствующие здесь собрались в этот день из любви к авиации. Чтобы заниматься «безопасностью полетов», надо знать всю эту систему «от и до». И налетать как минимум…
— У меня более 3500 часов налета.
— На чем сейчас летаете?
— На «МиГ-39», «Л-39».
— Какое летное училище и когда Вы заканчивали?
— Армавирское летное, в 1977 году. После него меня направили в Казахстан, в Луговое, там я летал и учил летать летчиков из 45 стран, в том числе из стран Варшавского Договора, из Индии, Кореи, арабских стран, готовили и кубинских летчиков для Алжира. Какое-то время летал в Болгарии, обучал там молодых пилотов.
— На каком языке общались: русском, английском?
— Как могли, на разных языках.
— Сколько же лично Вы научили летать иностранных летчиков, много?
— Много, полка три наберется.
— То есть, ваши ученики летают теперь практически на всех континентах?
— Да! Так ведь и советская лётная школа — была лучшая школа в мире! В то время мы обучали курсантов на боевых советских самолетах, на «МиГ-23», «МиГ-29», на пятых Центральных курсах, затем учились летать на аэродроме Луговое, и на самолетах, и на вертолетах. То есть не только я их обучал, мои боевые товарищи тоже учили летать. Казахстанский военный аэродром «Луговое» известен во всем «летающем» мире, еще с советских времен, с XX века!
— Расскажите о своем сегодняшнем фронте работ.
— Служба безопасности полетов предотвращает авиационные летные происшествия на самолетах, в ее ведении: профилактика, наблюдения, анализ, выработка рекомендаций, надзор за деятельностью авиационного персонала, за использованием воздушных судов, воздушного пространства.
— Как известно, некоторое время назад военные летчики летали мало, что и было основной причиной летных происшествий, ошибок в пилотировании…
— В прошлом году наши летчики налетали больше, чем, например, летчики Беларуси.
— Сколько часов в год в советское время налетывал в среднем один летчик?
— В среднем по 100-120 часов, согласно программе. Кто меньше, кто больше. Тогда постоянно поддерживалась форма. Но сегодня стали больше летать.
— В Актюбинском летном училище Вы часто бываете с проверками. Как там сейчас обучаются, как летают, на чем, на какой технике?
— Курсанты стали тоже летать больше, в том числе на реактивных «Л-39».
— Господин полковник, мне приходится много общаться и с женщинами, чьи дети вступают в самостоятельную жизнь. Многие молодые люди хотели бы идти в авиацию, летать на военных самолетах. Однако здравый расчет многих родителей держится на том, что, якобы техника сегодня устаревшая, в основном, списанная, поэтому мамы — против! Что Вы скажете об этом, как ответственный за безопасность полетов, как эксперт и как военный летчик? У нас ведь, согласно планам Правительства, планируется постепенное обновление авиационного парка Вооруженных Сил? Будут закупаться новые, более современные вертолеты и самолеты?
— Должен сказать, что уже проводится модернизация тех самолетов, которые сейчас имеются, капитальный ремонт, боевых и транспортных самолетов, истребителей, бомбардировщиков, появится принципиально новая техника.
— Что касается истребителей нового поколения, «МиГ-29», они у вас какие, только одноместные, или есть те, на которых учатся летать с инструктором?
— И одноместные есть, и учебно-боевые, двухместные, для тренировки.
— В советское время уделялось серьезное внимание обучению на тренажерах, только после этого пилот летал в боевом самолете. Тренажеры позволяют экономить колоссальные деньги, одновременно и улучшая уровень подготовки пилотов в гражданской и военной авиации. Как сегодня обстоят дела, существуют ли у нас приличные тренажеры для подготовки летчиков к полетам на современных самолетах и вертолетах?
— У нас сейчас есть тренажеры на ведущих авиационных базах, а там, где нет, уже готовятся тренажеры, по заказу. Есть тренажеры и на «Л-39» и на самые сложные, дорогие самолеты — истребители. Каждый курсант должен сначала около 70 часов потренироваться на тренажере. Тогда как летчик 1-го класса должен в год, для поддержки летной формы, уже около 20 часов «работать» на тренажере, учитывая варианты полета в ЧС.
— Иногда бывает, что курсанты, пока доходят до выпускного курса, выбывают и не все добираются до «финиша». Как с этим сейчас в Актюбинске?
— Пару недель назад я был там, летал с инструкторами и курсантами, мне было отрадно видеть: все хотят и любят летать, летают много и хорошо!

P.S. Самые первые самолеты в Казахстане появились в конце 20-х годов. Просторы Казахстана немыслимы без авиации — ее надо развивать! И эта тенденция уже заметна в РК.

Фото боевого вертолета поддержки Ми-24 с сайта http://combatavia.info