Авиашоу от 4-х поколений - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+10 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Авиашоу от 4-х поколений

Авиашоу от 4-х поколений

Для многих алматинцев, в том числе и для мальчишек, ставших свидетелями и участниками авиационного праздника на аэродроме Бурундай, воздушное шоу такого масштаба стало очередным знаковым событием.

  • 12 Июня 2006
  • 2613
Фото - Caravan.kz

Потому что имеет большое значение для развития малой и сверхлегкой авиации Казахстана, и, безусловно, для культурно-технического развития населения — в целом.
Это шоу, названное типичной авиационной фразой «От винта!», стало вторым, — первое случилось в 2005 году. Однако было бы ошибкой сказать, что в Казахстане ранее не проходили такие масштабные авиационные праздники.
Был грандиозный воздушный праздник, организованный в середине 90-х годов благодаря космонавту, летчику-испытателю СССР, доктору наук, Тохтару Аубакирову. Вот тогда к нам, в Алматы, кстати, на тот самый аэродром, прилетали даже сверхзвуковые истребители из всемирно известной пилотажной группы асов — «Русские витязи».
Такой парад, пожалуй, ранее не приходилось видеть даже и некоторым авиаторам Алматы, а те самые «новые», бизнесмены, кто сегодня уже научился летать и даже купил себе вертолеты или самолеты, в то время, тогда еще мечтали о небе, упорно добиваясь побед на пути к своей крылатой мечте.
И, как показывает практика (в том числе и сегодняшняя), мечты сбываются, ярчайшее свидетельство тому — прошедшее авиашоу «От винта!».
Все мы родом из аэроклуба
Мечты сбываются! Те, кто ранее по каким-то причинам не стал пилотом, тем не менее, несмотря ни на что, поднялся в небо, — пусть и не сразу, а спустя какое-то время, и сумел занять свое, весьма достойное место в истории авиации Казахстана.
Таким летающим суперменом является, собственно, сам организатор праздника М. Сейсембаев, чья фирма носит название «Сеймар». Он в свое время пришел в аэроклуб с целью научиться летать, — и добился успехов на этом поприще, пройдя полный курс теории авиационных дисциплин в стенах аэроклуба, посещая лекции полковника, легендарного аса — В.Л. Жовтого, который, кроме летного училища в свое время успешно закончил еще и Военно- Воздушную академию (г. Москва), где преподавали асы высочайшего уровня — прославленные летчики, маршалы и генералы ВВС СССР.
Таких пилотов, как М. Сейсембаев сегодня уже немало, все они упорно шли к своей замечательной цели, — освоению неба.
Однако было бы заблуждением считать, что научиться летать — просто. Нет, это очень непросто. А главное, летать надо учиться у хороших учителей-асов, получив прекрасный теоретический курс по всем летным дисциплинам.
Затем пересесть в кабину самолета, в то самое, вожделенное кресло «второго пилота», чтобы под присмотром опытного летчика-инструктора, следуя всем его рекомендациям, шаг за шагом научиться практике полетов, а потом только можно будет сдать экзамены на самостоятельный полет, на законное право быть пилотом, разумеется, ну, а для начала — пилотом-любителем.
В истории Казахстана есть замечательные страницы, куда вписаны золотыми буквами спортсменами алма-атинского аэроклуба, ставшие во времена СССР по уровню своей технической и спортивной подготовки самыми лучшими.
Так, знаменитый летчик Ю.С. Ельцов, чье имя известно сегодня не только в СНГ, а во всем летающем мире, — начальник аэроклуба южной столицы, в свое время защищавший престиж Казахстана на чемпионатах СССР и СНГ, по высшему пилотажу, и возвращавшийся всегда с кубками и медалями.
Он — чемпион СССР по высшему пилотажу, ас воздушной акробатики и его ученики летают практически во всем мире, — в том числе и в США, где показывают специальные авиашоу, одним из таких является известный, теперь уже и в Америке, С. Боряк.
Надо сказать, что и сам Ю.С. Ельцов (с разными экипажами) дважды совершал, теперь уже ставшие историческими, перелеты из Алматы — в США (автор работает над книгой на эту тему).
В те времена о Казахстане мало знали за рубежом, — и экипаж Ельцова, достигший континента Америки, а затем и приземлившийся на аэродроме Сан-Диего, впервые показал Флаг Казахстана — американцам, — и это громкое событие транслировалось по всем каналам США и Канады.
Из тех 14 аэроклубов, работавших в Казахстане, именно команда Ельцова сумела сохранить, вопреки всем невзгодам и проблемам, алматинский — самый лучший казахстанский аэроклуб!
Удалось оставить за собой как само здание, где, кстати, «под крыло» собрались и каскадеры, и авиационные ассоциации, и технику, и инструкторский преподавательский состав, во многом благодаря усилиям лично Ю.С. Ельцова и его «крылатой команды».
Собственно, многие знаменитые парашютисты начинали свой спортивный путь в аэроклубе, продолжая его далее в составе Вооруженных Сил РК, и принося в копилку страны золотые медали, поднимая престиж нашей страны на международной арене, где всегда высоко взвивается синий, тоже крылатый флаг Казахстана, где на иностранных аэродромах — в честь побед казахстанских спортсменов -парашютистов СПК СВО РК гордо звучит гимн нашей страны.
Говоря об участниках авиашоу «От винта!», следует сказать о тех десятках пилотов, кто также прошел начальную подготовку в алматинском (и других аэроклубах), а затем развивался уже далее, пройдя все ступени развития — до военно-летного училища.
Например, С. Фаст, учившийся летать у инструктора А. Черняка, который, кстати, также участвовал в шоу, — тот самолет «Ан-2», за штурвалом которого он летел, занимался «выброской десанта» — парашютистов алматинского аэроклуба, чье яркое выступление, завершившееся точным приземлением, поразило зрителей.
Два «гвоздя» программы авиашоу — выступление Ю.С. Ельцова на вертолете «Ми-2» с программой высшего пилотажа, а затем его же «номер» с классическим суперпилотажем высочайшего класса, но уже на самолете для акробатики — на «Як-55», — вообще произвели фурор среди зрителей.
Выступления стали изюминкой программы авиашоу, точнее «изюмищем»! Фигуры высшего пилотажа — «бочки», «ранверсманы», «иммельманы», «петли Нестерова» («мертвые петли»), а также знаменитая «абракадабара», «штопоры» — все это было продемонстрировано в самом виртуозном варианте!
Фотокорреспонденты пытались запечатлеть с помощью скоростной съемки все трюки знаменитого аса, которые он легко «изображал» в небе.
Но, «фотокорам» было трудно, они изгибались, лавируя ногами по земле, пытаясь хоть как-то поймать «в фокус» объектива трюк, движение, поворот стальной машины, летающей на большой скорости в изящных маневрах высшего пилотажа.
А Юрий Ельцов исполняя свою акробатическую программу под «крылатую песню» авиационного мотора, — ревущее металлическое сердце самолета, которое, затаив дыхание, слушали тысячи зрителей, восхищенных мастерством великого казахстанского аса, обладателя многих наград, обладателя ордена «Дружбы народов», легендарного летчика, и просто обаятельнейшего человека! Когда его краснокрылый «Як-55» приземлился после пилотажа, летчик не выглядел уставшим, — он был удовлетворен своей работой, и это его обычное состояние после полетов, — автор этих строк на протяжении многих лет видит «послеполетное» состояние человека, которому, так уж получилось, обязана жизнью.
Когда в солнечный день участники и зрители авиашоу поздравляли друг друга с праздником, было заметно, что все они — от 4-х поколений: и юный пилот -любитель Алексей Красников, прошедший полный курс теории в аэроклубе у полковника В.Л. Жовтого, которому уже 84 года, а он участвовал в тот день в авиашоу, — комментируя пилотаж Ельцова и полеты авиамоделистов, также воспитанников аэроклуба. И чемпион по авиамодельному спорту Ю. Фильчуков, и многие другие.
Хочется сказать и о семье Оксененко: отец А.Ф. Оксененко — руководитель авиамодельного клуба города Алматы, многократный призер чемпионатов СССР и СНГ, его сын — А. А. Оксененко на авиашоу выступал со своей моделью самолета (собственного изготовления) в поединке «воздушный бой», где ему удалось почти сразу с момента начала боя победить «условного противника» и срезать красную ленту почти у основания, на хвосте самолета конкурента.
Да, и рекордсменская модель самолета впечатляющих гигантских размеров — дело рук Алексея Гунькина — производила восхитительный эффект на зрителей полетом по правилам высшего пилотажа с условным названием «тень ангела». В свое время А. Гунькин также был в числе занимающихся в кружке юных авиамоделистов, однако, с возрастом это не проходит, — любовь к небу сильна! Хотелось бы напомнить читателям, что в США подобные радиоуправляемые самолеты сегодня играют большую роль — из них делают самолеты для «отслеживания» различных объектов, для обычного мониторинга, и даже — для стратегических целей. На разработку таких летающих моделей Минобороны США средств не жалеет, — чего не скрывают даже военные эксперты.
И космонавт прилетел
Автору удалось пообщаться также с космонавтом Тохтаром Аубакировым, точнее, поздороваться, когда другие корреспонденты даже не подозревали о присутствии космонавта на авиашоу.
Однако толпа людей обступивших летчика-испытателя, доктора наук и теперь еще и депутата, не оставляла никакой надежды на интервью, — всем знакомым летчикам хотелось пообщаться, поэтому мне ничего не оставалось, как скромно отойти в сторонку и не мешать джентльменам в их деловой и дружеской, чисто мужской беседе.
Как известно, именно Аубакиров организовал в середине 90-х годов то незабываемое авиашоу с участием летчиков-истребителей на сверхзвуковых самолетах из «русских витязей», именно на этом самом аэродроме — в Бурундае.
Однако и сам космонавт также внес свой личный вклад в дело развития авиации в Казахстане. Если сказать более объективно, то все космонавты нашей страны начинали свой путь в небо в аэроклубах.
Т. Мусабаев — в алматинском аэроклубе, в аэроклубе г. Караганды — Т. Аубакиров. В сегодняшнем списке отряда космонавтов — также воспитанники аэроклуба.
Парад техники
О технике стоит сказать особо. Сегодняшние авиапарки страны, в частности, алматинской области, насчитывают десятки приличных машин, а может, уже и более сотни.
На этом авиашоу были «выставлены» далеко не все летательные аппараты, однако, они впечатляли своим техническим арсеналом спектра возможностей и многообразием всевозможных конструкций.
В небе Бурундая взлетал и парил даже автожир в классическом варианте (производства г. Горький — Сормово), — который пилотировал Сергей Черний, — авиамоделист, пилот-инструктор параплана, а теперь — и автожира.
Много лет назад автору посчастливилось быть пассажиром в тандем-параплане Чернего, — мы летали зимой на Ушконыре, на высоте более 2000 метров, под огромным «крылом» супер-параплана типа «кенгуру», рассчитанного на двоих. Тогда кругом были снега Ушконыра, а на месте нашего приземления у подножия горы за минуту до посадки скакал чабан.
Сегодня автожиры — почти раритет, ведь они были созданы около сотни лет назад, однако, уже через пару дней после авиашоу в Бурундае по российскому ТВ также показали авиашоу в Центральной части России, где летали автожиры, аналогичной конструкции.
Еще на авиашоу парил мотопараплан, с чудным крылом цвета морской волны. Для тех, кто непосвящен, поясню: представьте себе человека с «моторчиком» за спиной (практически как у г-на Карлсона) и с крылом над головой.
Для многих корреспондентов это было открытием, хотя, на самом деле, в истории южной столицы было шоу в середине 90-х годов, с участием огромного числа мотопарапланов, оно проходило на дне озера Сайран, в конце февраля, в ту пору, когда там практически нет воды, кроме луж и ручейков с кусками льда.
То грандиозное авиашоу организовали Сергей Юнязов и Сергей Черний, а автор этих строк тогда сделала специальный эксклюзивный репортаж, однако, увы, по странному недоразумению, в одной из местных газет «исчез» оригинал рассказа…
Тогда в небе Алматы парили одновременно около 10 именно таких мотопарапланов, это были спортсмены-авиаторы из разных городов СНГ.
Также на аэродроме Бурундай летал синий самолет «А-22», — им классно пилотировал Алексей Красников, а самолетом «А-33» — А. Никулин.
Бурундайский аэродром вместил всех желающих: современные легкие конструкции вертолетов алматинской сборки, вертолеты производства США и Европы.
Такой вот «Еврокоптер» «Bo-105» мне удалось увидеть даже после шоу, на одной из тихих площадок южной столицы. Этот супер-вертолет производства Германии оснащен двумя двигателями от «Роллс-Ройса» типа «Allison», весьма сильные двигатели, способные безопасно работать на большой высоте.
Саму машину перегнали пилоты прямо из Мюнхена, где производят эти вертолеты, — и до Актюбинска — места сегодняшней прописки винтокрылой машины.
Как говорит исполнительный директор компании В.Б. Лунев, вертолет способен быть полезным в случаях ЧС, в частности, во время землетрясений. Его крейсерская скорость — 24- км/час, дальность полета — 680 км (700 км), практический потолок — 4265 метров.
Во время шоу вертолет, пилотируемый пилотом Е. Тином, исполнял свои трюки ничуть ни хуже, чем в американском боевике.
Спасибо за подарки!
Следует сказать особое спасибо организаторам этого мероприятия, в том числе и за подарки — футболки с эмблемой авиашоу, которые еще долго будут напоминать всем участникам и зрителям, мальчишкам и девчонкам о таком замечательном авиационном празднике, роняя зерна здоровых мечтаний в юные души подрастающего поколения.
Авиация — и малая, и большая — очень нужна нашей огромной стране…

Фото автора: легендарный летчик Юрий Ельцов.