Атырауские “Титаники” - Караван
  • $ 486.44
  • 534.31
+8 °C
Алматы
2024 Год
8 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Атырауские “Титаники”

Атырауские “Титаники”

В Атырауской области подняты суда, затонувшие в районе речного порта четыре года назад. Речь идет о шести кораблях, конфискованных у дагестанских браконьеров на Каспии за незаконный промысел осетровых в территориальных водах Казахстана.

  • 30 Сентября 2011
  • 2674
Фото - Caravan.kz

Конфискованные суда пригнали в порт еще в 2007-м. До начала 2008 года их охраняли, а когда охраны не стало, охотники за цветным металлом сделали свое дело. В итоге, когда лед растаял, конфискат, булькнув, ушел под воду.

Затонувшие суда все эти годы создавали целый клубок проблем, причинив сразу несколько угроз. Загрязнение реки – одна беда, другая – помехи судоходству, третья – проблемы для нереста рыб.

– Затонувшие морские суда не принадлежали речному порту, они были на балансе судисполнителей, – поясняет председатель правления АО “Атырауозенпорты” Ербол АЛЬЖАНОВ. – Тем не менее решено было их поднимать. Пробовали привлечь российских специалистов, но те запросили дорого – почти 2 миллиона долларов.

Вообще, по словам начальника областного управления природных ресурсов и природопользования Ербола КУАНОВА, поднимать затонувшие суда – обязанность Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана:

– Но в министерстве объявили, что поднимут корабли в 2013–2015 годах, да и то если деньги найдутся…

Поднять суда помог… случай – в конце мая нынешнего года в речной порт для одного из предприятий пришел крупногабаритный груз, и для его разгрузки использовался мощный кран грузоподъемностью 750 тонн. В подъеме затонувших судов было решено использовать именно эту громадину. “Титаники” затонули примерно в 20–50 метрах от берега – над водой были видны лишь мачты. За несколько лет суда почти полностью заилились, поэтому их вес увеличился со 110 до 350 тонн.

– Работали в сложных условиях, при нулевой видимости, – рассказывает водолаз Владимир РОДИОНОВ. – Расчищали суда от коряг, сетей, трюмы – от ила. Не всегда удавалось использовать агрегат по выкачиванию грунта. В каждом корабле было от 200 до 250 тонн ила.

Было ясно, что так просто “занозы” не дадутся. В середине августа начался подъем первого судна. И оно развалилось на две части. Достали по половинке. На поднятие шести судов ушло полтора месяца.

P.S. Между тем в Урале еще немало затонувших судов – “заноз”, которые надо выдергивать. Слишком много железа в реке, ржавые посудины методично отравляют воду. 

Атырау