Аты-баты, шли за плату? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Аты-баты, шли за плату?

Аты-баты, шли за плату?

Уже через два с половиной года Казахстан планирует почти полностью перейти к контрактной основе формирования Вооруженных сил страны.

  • 20 Августа 2004
  • 1077
Фото - Caravan.kz

Министр обороны РК, генерал армии Мухтар Алтынбаев называет цифру в 65 процентов — именно столько отлично обученных, физически крепких парней встанут к 2007 году «под ружье».
О необходимости решительной перестройки (в хорошем смысле этого слова) нашей армии уже устали, по мнению автора, говорить все — и военные, и гражданские. Сколько портянок сношено, сколько перловки переварено, и — что намного серьезнее и страшнее — сколько молодых жизней ушло в никуда с тех пор, как ситуация стала очевидна: так дальше продолжаться не может. Что мы имели в прошлых десятилетиях непобедимой и легендарной?
Лично для автора ее символом навсегда стал обожравшийся до невозможности прапор, торговавший из родной части всем, чем только можно. Нашу интеллигентскую семью, затесавшуюся в гарнизон (жена работала в библиотеке), он милостиво снабжал пайковыми сушеными овощами и фруктами в маленьких таких брезентовых мешочках (эту тару до сих пор можно встретить в хозяйственных анналах моей запасливой подруги). Дело было на севере, и солдаты ходили в лес за морошкой и клюквой для будущего командирского варенья, а жена начальника продовольствия разгуливала в роскошной беличьей шубе. Нам было очень стыдно жрать солдатские калории, но в магазине не было порой даже хлеба. А чаще всего мы о защитниках отечества как-то и не думали, они были мифическими — там, где-то в казармах. Разве что увидишь порой, как они таскают новую мебель в дом командира или прокапывают какие-то сложные коммуникации в том же направлении. Впечатление первогодки производили отнюдь не бравое — казалось, сапоги с них вот-вот слетят, а ремни перережут фотомодельные талии. А ведь это была особая часть ПВО (теперь уже можно об этом сказать). Как и о том, что не раз и не два сбегали солдатики оттуда и, заплутав в тайге, пропадали без вести.
Ну что ж, согласно новому закону «О воинской обязанности и воинской службе в РК», проект которого залежался в парламенте, скоро в казахстанской армии будут упразднены звания младший лейтенант и прапорщик. Их заменят профессиональные сержанты — при этом анекдотичный образ хама-прапорщика сменяется в воображении эдаким молодцеватым американским армейцем. Не знаю, правда, пропадет ли жажда тянуть руки ко всему казенному при довольно скромной зарплате в 23 тысячи тенге.
Воображение — воображением, а что в реальной действительности? По официальным данным, сегодня в казахстанской армии около 74 тысяч человек, из них порядка 80 процентов — служащие срочной службы. По программе военной доктрины оптимальная численность ВС Казахстана в результате реформирования составит не более 78 тысяч человек, причем количество срочников не должно превышать 30 процентов. По мнению генерала Мухтара Алтынбаева, не стоит переводить на контрактную форму абсолютно всех. Государству необходимо иметь хорошо обученных резервистов — а это и будут солдаты срочной службы (примерно одна треть всего состава).
Контрактная армия — это, безусловно, деньги и деньги немалые. Утешает то, что Казахстану, исходя из современной мировой практики, просто не нужна огромная по численности рать — ведь времена постоянной готовности к мировой войне силами пехоты давно прошли. Но средства требуются не только на вещевое и продуктовое довольствие служивым. Военные специалисты уверены: сегодня необходимо акцентировать внимание прежде всего на потенциальных угрозах в воздухе и в космосе, строить оборону с использованием самых современных технологий.
Это не просто модернизация устаревшей техники, но и оснащение армии новейшими образцами высокотехнологичного оружия. Управляться с ней вряд ли сможет первый попавшийся призывник. Так что времена вялого «отбывания номера» в течение двух лет до дембеля должны пройти. Мобильна, подвижна, готова к любой команде и грамотным профессиональным действиям — вот что такое современная армия, похожая на крепкий кулак.
Сделать ее именно такой призвана Военная доктрина Казахстана, созданная в свое время в соответствии с вызовами и угрозами безопасности. Кардинальное реформирование армии довольно легко расписать на бумаге. Финансирование — вот вопрос вопросов! По словам министра обороны Мухтара Алтынбаева, расходы на реформирование Вооруженных сил в течение пяти лет должны составить более 10 миллиардов тенге. Сумма, мягко говоря, не впечатляет, если учесть, что ежегодное финансирование нужд обороны традиционно составляло примерно 1 процент от ВВП (только в прошлом году это составило 4,4 миллиарда тенге).
Военные прекрасно знают, что этого одного процента едва хватало на выплату денежного довольствия солдатам, зарплату офицерам, питание и обмундирование. Закупка вооружения и техники, обучение специалистов и уж тем более строительство жилья (одна из болезнейших сторон жизни нашей армии) — «пролетали». Каким образом правительство намерено решить проблему достойного обеспечения «щита нашей Родины» — пока совершенно непонятно.
…Контрактник — это не американский безмозглый «робот» и сумасшедший ниндзя в едином лице, не суперчеловек с внешностью и неуязвимостью киногероя. Это молодой казахстанец, уверенный в себе, сытый, в отличной физической форме, владеющий приемами и суперсовременной техникой, с первоклассной реакцией, знающий себе цену и получающий ее всегда и вовремя.
Автор, сроду в рядах отличников никакой — ни боевой, ни политической — подготовки не находившийся, из всех видов боевой техники умеющий обращаться исключительно с клавиатурой (ну, может, лопатой), полон светлой зависти к такому солдату и веры в то, что он в нашей стране наконец появится.