«Астанинский процесс стал ярким примером успешности мирного урегулирования региональных кризисов» - Караван
  • $ 495.2
  • 522.34
+4 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
«Астанинский процесс стал ярким примером успешности мирного урегулирования региональных кризисов»

«Астанинский процесс стал ярким примером успешности мирного урегулирования региональных кризисов»

20-21 июня 2023 года в Астане в рамках Астанинского процесса проходит 20-я международная встреча по Сирии. Многие влиятельные аналитики рассматривают переговоры, проходящие в столице Казахстана с 2017 года, как успешную модель урегулирования региональных кризисов посредством мирных переговоров.

  • 21 Июня 2023
  • 338
Фото - Caravan.kz

Эксперт из Казахстана Акмарал Баталова ответила на вопросы редактора мировых новостей газеты Aidynlik Али Эрдема Кëза в интервью для международного журнала BRIQ7.

Мы публикуем перевод материала с английского языка.

ЦЕЛИ ОТГ, РОССИИ И ТУРЦИИ НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ДРУГ ДРУГУ

Астанинский процесс достиг решительных успехов в урегулировании сирийского вопроса. Что, по Вашему мнению, является ключом к успеху этой модели? Каким Вы видите развитие этой парадигмы в последующие годы в тандеме с урегулированием других кризисов в регионе?

Акмарал Баталова: Казахстан – мирная и дружественная страна, мы имеем партнерские связи со всеми своими соседями по региону, поэтому Астанинская площадка, как нейтральная платформа для переговоров по разрешению конфликтов, является идеально комфортной для всех, а такие словосочетания как The Astana Process, The Astana guarantors, The Astana trio стали устойчивыми терминами в международной лексике при обсуждении ближневосточной тематики.

Астанинский процесс по мирному урегулированию сирийского кризиса стал ярким примером успешности, поскольку на нём впервые удалось начать переговоры между непосредственными участниками конфликта «на земле» — правительством Сирии и вооруженной оппозицией, двумя воюющими сторонами. Самое важное, что были остановлены боевые действия, гибель множества мирных людей. Соглашение о создании четырех зон деэскалации вооруженного конфликта, подписанное в мае 2017-го, способствовало снижению накала боевых действий и началу процесса национального примирения. Сейчас, на шестом году своего существования, участники Астанинских переговоров занимаются не менее важными вопросами, это возврат беженцев, обмен пленными и телами убитых, поиск пропавших без вести, организация поставок гуманитарной помощи и в целом экономическое восстановление страны.

Особенность Астанинского процесса заключается ещё и в том, что впервые в истории международных отношений переговоры по достижению мира на Ближнем Востоке проходят не традиционно в европейских или арабских столицах, а в центре Евразии.

Астанинский формат также уникален своим примером того, как плодотворно могут взаимодействовать между собой крупные региональные игроки: суннитская Турция и шиитский Иран, а также Анкара, как член НАТО и Москва с Тегераном – как её оппоненты.

К тому же именно переговоры в нашей столице предотвращают окончательное разделение Сирии на части между внешними и внутренними участниками конфликта и помогают сохранить территориальную целостность страны. Это – важная часть совместного заявления стран-гарантов после каждого раунда переговоров в Астане. Этот пункт был также включен и в недавнее заявление министров обороны четырех стран, Турции, Сирии, Ирана и России на встрече в Москве 25 апреля.

В процессе переговоров все страны-гаранты стремятся не просто добиться целей с учётом своих национальных интересов, но, и учитывают интересы других игроков, прислушиваясь друг к другу. Хочется особо отметить именно уважительную атмосферу Астанинского процесса, в том числе обеспечиваемую гостеприимными и комфортными условиями с казахстанской стороны. И, конечно же, именно такой подход к разрешению любых кризисов, с равным учётом национальных интересов всех сторон, без какого-либо доминирования или навязывания мнения одним из игроков даёт возможность говорить о том, что переговорный опыт международных встреч на Астанинской платформе должен быть учтён, развит и использован для дальнейшего миротворческого процесса и создания архитектуры безопасности во всём регионе.

ОБНУЛЕНИЕ ОДНОПОЛЯРНОЙ СИСТЕМЫ

Украинский кризис продолжается уже 14-й месяц. Как бы Вы оценили причины и подоплеку этого кризиса, который привел к столкновению России с США и НАТО, в контексте баланса сил во всем мире, целей и задач США, а также позиций России и Китая?

Акмарал Баталова: Я уверена, мы все понимаем, что конфликт между Россией и США/НАТО начался гораздо раньше, а не с украинского кризиса. Мюнхенскую речь президента Путина, а вернее, реакцию западных стран на эту речь, можно считать движущей силой Второй холодной войны. В своей речи на конференции по безопасности в Германии в 2007 году президент России заявил, что навязывание однополярной модели мира, то есть правовой системы одного государства, а именно Соединенных Штатов, всем остальным государствам "не только неприемлемо, но и невозможно" и что единственным механизмом принятия решений относительно применения военной силы может быть только Устав ООН. Затем он отметил, что несоблюдение США "Договора об обычных вооруженных силах в Европе" нарушило гарантии безопасности, данные Западом во время распада СССР. Как мы знаем, до начала конфликта на Украине уже было три волны расширения НАТО на восток, к границам Российской Федерации.  А в 2021 году Путин трижды призвал западных лидеров собраться вместе, чтобы обсудить правила игры в контексте геополитической и геоэкономической трансформации мира, и снова предложил европейским странам создать единую для всех архитектуру неделимой безопасности.

К сожалению, Запад не принял инициативы российского президента. США и ЕС также проигнорировали "красные линии", которые Москва обозначила во время встречи двух президентов — Путина и Байдена — в июле 2021 года, а также в ходе переговоров Россия-НАТО и Россия-США в ноябре и декабре того же года. Западные страны восприняли речь Путина в Мюнхене в 2007 году не как призыв изменить текущую геополитическую ситуацию с учетом национальных интересов других государств, а как вызов мировому порядку, основанному на их собственных представлениях о нём.

Сейчас очевидно, что однополярная мировая система обнулилась не только из-за вмешательства России в Украину. Другие крупные государства, такие как Китай, Индия, Турция, Бразилия, Африка, большинства стран Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и всего исламского мира имеют похожие стремления к укреплению своего государственного суверенитета и хотят, чтобы их национальные интересы учитывались другими участниками международных отношений.  

Теперь мир стал свидетелем того, что военные действия в Украине, активно продвигаемые Соединенными Штатами, превратились в войну между Россией и европейскими членами НАТО. Если мы вернемся к истории и вспомним, что основными причинами Первой и Второй мировых войн были попытки Вашингтона помешать прочному политическому и экономическому союзу между Россией и Германией, то лучше поймем, почему был взорван газопровод "Северный поток-2" и почему сейчас бушует война в центре Европы.

Следует также упомянуть, что с точки зрения Кремля, стремление США лишить Россию базы Черноморского флота в Севастополе и попытки Вашингтона ограничить доступ России к Черному морю, а также возможность размещения военных баз на территории Украины в непосредственной близости от российских границ рассматривались, как жизненно важная стратегическая угроза безопасности. К сожалению, эти опасения не были приняты во внимание.

Таким образом, переплетение взаимно противоречащих интересов геополитических, региональных, местных игроков и исторических предпосылок привело в конечном итоге к той кровавой бойне, которая уничтожает сейчас два славянских народа, держит в напряжении весь регион и ставит мир на грань ядерной катастрофы.

АЗИЯ СТРЕМИТСЯ СТАТЬ ЦЕНТРОМ РАВНОВЕСИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ

Шанхайская организация сотрудничества расширяется, охватывая страны, которые были разделены в течение и после холодной войны. Кроме того, глобальные усилия, направленные на экономическое сотрудничество, такие как БРИКС и инициатива "Один пояс, один путь", становятся все более популярными. С точки зрения противоречия или параллелизма, как бы Вы сравнили усилия Соединенных Штатов по расширению НАТО, а также их деятельность по активизации партнерства и сотрудничества с Азией в качестве центра тяжести?

Акмарал Баталова: Различия между политикой США и Китая, заключаются, как Вы правильно заметили, в разнице методов. Китай использует ШОС как инструмент для расширения географии своего влияния с помощью экономического сотрудничества. НАТО же необходима США для усиления их глобального влияния с помощью силовой, военной экспансии. При том, что цели обеих супердержав в получении доступа к минеральным ресурсам и рынкам Азии схожи, Пекин пока не навязывает свои идеологические ценности партнерам и не стремится к смене их политических режимов. Если же мы обратим внимание на стратегические документы США, например, Стратегию национальной безопасности, Стратегию национальной обороны и другие общедоступные документы, то заметим, что США называют Китай и Россию своими стратегическими противниками. В доктринальных документах, принятых в ноябре 2022 года, весь мир именуется зоной национальных интересов США.

Согласно нынешнему определению стратегов Белого дома, мир разделен на основе угроз, исходящих от Китая и России. По их мнению, Россия напрямую угрожает свободной и открытой международной системе, “безрассудно попирая фундаментальные законы международного порядка”. Напротив, КНР является единственным конкурентом, имеющим как намерение изменить международный порядок, так и, во всё большей степени, экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь для достижения этой цели. Другими словами, по мнению американских стратегов, Китай представляет собой самый серьезный и системный вызов для США. Россию же они считают угрозой для жизненно важных национальных интересов как внутри Соединенных Штатов, так и за их пределами.

Хотя это преподносится как сотрудничество с растущей сетью союзников и партнеров США для достижения общих целей, очевидно, что США нуждаются в НАТО, как в военном инструменте для поддержания и усиления своего глобального влияния посредством военной экспансии. Например, было бы, мягко говоря, наивно оценивать события в Югославии, Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии и других странах вне контекста военного вмешательства США.

Азиатские же государства, напротив, в первую очередь заинтересованы в стабильном развитии своих экономик и готовы к экономическому сотрудничеству со всеми странами. По этой причине я думаю, что в нынешних условиях, когда нарушаются все правила мирового порядка, Азия сама пытается стать центром притяжения или равновесия, желая создать безопасное будущее, в котором экономики всех стран региона могут быть сбалансированы и будут обеспечены общие условия для мирного сосуществования.

ОТГ – МОСТ МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ, СЕВЕРОМ И ЮГОМ.

Казахстан и некоторые другие центрально-азиатские тюркские республики являются членами и Организации тюркских государств, с одной стороны, ШОС и Организации коллективной безопасности — с другой. Некоторые аналитики утверждают, что Организация тюркских государств направлена против России и Китая. Учитывая этот аргумент, как бы Вы оценили роль инициатив Организации тюркских государств в отношении развивающихся стран, ориентированных на Азию?

Казахстан является родиной Тюркского мира, поэтому он заинтересован в дальнейшем развитии и укреплении всестороннего взаимодействия народов братских стран. Сама Организация тюркских государств, как и Международная организация тюркской культуры — ТЮРКСОЙ, Тюркская парламентская ассамблея, Тюркская академия были созданы по инициативе Казахстана для культурно-духовного сближения тюркских народов.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил обеспечить взаимную открытость архивов тюркских стран и составить «дорожную карту» по изучению общего письменного наследия наших народов, а в дальнейшем на её основе создать «Цифровую библиотеку». Нам всем очень важно изучать, сохранять и передавать бесценное наследие древней тюркской цивилизации будущим поколениям.

Очевидно, что современные геополитические и геоэкономические противоречия оказывают негативное влияние на экономику и транспортно-логистическую систему Евразийского континента. Поэтому сегодня особенно актуально способствовать укреплению пояса стабильности, объединяющего наши государства. Численность население тюркских государств составляет около 150 млн человек, общая площадь этих стран превышает 4,5 млн км², их общий ВВП оценивается примерно в $1,5 трлн и занимает 13-е место в мировой экономике. При этом взаимный товарооборот между нашими странами составляет всего 4 % от общего объема внешней торговли. Остальная часть приходится на долю третьих стран.

Именно поэтому на саммите ОТГ в Самарканде в сентябре прошлого года было принято решение развивать такие стратегические направления сотрудничества, как торговля и транспорт. К тому же территории государств-членов организации являются связующим звеном между Западом и Востоком, Севером и Югом. Примером тому является Транскаспийский международный транспортный коридор, который пролегает через три страны тюркского мира: Турцию, Азербайджан, Казахстан и соединяет Китай со странами Европы. Страны-члены ОТГ заинтересованы в увеличении грузопотока, координации логистики и в поиске альтернативных путей существующим железнодорожным и автомобильным маршрутам. Казахстан, например, выделил на развитие отрасли транспорта и логистики 35 млрд долларов за последние 15 лет и до 2025 года намерен привлечь еще 20 млрд долларов инвестиций.

Относительно вашего вопроса об оппозиции России и Китаю, думаю, что из сказанного выше понятно, что ОТГ – это межгосударственная организация, созданная с целью расширения взаимодействия тюрко-язычных стран в политике, экономике, науке, образовании, транспорте и туризме.

На мой взгляд, на данном этапе её уставные и программные документы, включая «Стратегию Организации тюркских государств», принятую с целью выполнения программы "Перспективы тюркского мира – 2040", никоим образом не вступают в противоречие с целями и задачами ни Шанхайской организации сотрудничества, ни Организации Договора о коллективной безопасности, ни тем более с принципами дружбы, партнерства и взаимовыгодного сотрудничества между странами Тюркского мира, Россией и Китаем. Будем надеяться, что так будет и в будущем.