На прошлой неделе, 24 мая, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе своего визита в Сингапур с лекцией «Казахстан и роль средних держав: продвигая безопасность, стабильность и устойчивое развитие» высказался о текущей геополитической ситуации, о внешней политике Казахстана, а также отдельное внимание уделил нейтралитету нашей страны и критике за это со стороны, передает Caravan.kz.
Так, президент заявил, что наша страна, идущая по пути строительства справедливого Казахстана, твердо привержена принципам и ценностям ответственной дипломатии.
«Все внешние партнеры, хорошо понимая, к чему призывает Астана, видят в нас надежных и проверенных партнеров. Мы будем оставаться открытыми и связанными с миром, продвигая Казахстан, приверженный глобализации, – это внешнеполитический курс нашей страны. Только так мы сможем преуспеть в этой новой эпохе затянувшейся неопределенности. Как следствие, мы не можем позволить себе быть благодушными и пассивными», — отметил Токаев.
Оставаясь открытыми миру, продолжил казахстанский лидер, мы проявляем бдительность и проактивность в противодействии внешним вызовам.
«Мы никогда не будем колебаться в защите законных прав и интересов Казахстана, не говоря уже о том, чтобы жертвовать нашими основными интересами. Иногда к нашей позиции относятся скептически, критикуют за нейтральность. Однако нейтралитет не следует принимать за отсутствие убежденности. Напротив, это сознательный выбор в пользу дипломатии и диалога, а не конфликта и принуждения. Этот выбор является нашей сильной стороной, позволяющей нам помогать преодолевать глубокие разногласия – от территориальных споров до идеологических конфликтов», — подчеркнул президент.
В контексте внешнеполитических стратегий и отношений с другими государствами вопрос о роли нейтралитета приобретает особую актуальность. В сегодняшнем материале медиапортала Caravan.kz мы публикуем несколько мнений отечественных экспертов об этом.
«Вообще-то Казахстан не придерживается и не декларировал нейтральный статус. Скорее всего, речь идет не о нейтралитете, а о равноудаленной и беспристрастной позиции Казахстана на внешней арене. Астана не занимает чью-либо сторону, но при этом сотрудничает со странами, между которыми имеются разногласия и противоречия», — считает политолог Замир Каражанов.
По словам эксперта, многовекторная политика предполагает сотрудничество со всеми странами, которые демонстрируют открытость, соблюдают принцип равноправия, признают и уважают суверенитет и территориальную целостность Казахстана.
«Такая внешняя политика является комфортной как для Казахстана, так и для его внешнеполитических партнеров. Она строится на доверительных отношениях, благодаря чему Казахстан поддерживает низкие показатели расходов на оборону на протяжении трех десятилетий. Какие-либо риски многовекторная политика для Казахстана не генерирует. В условиях геополитической турбулентности она сохраняет устойчивость. Хотя бы потому, что многовекторная политика диверсифицирует внешнеполитических партнеров. В результате чего Казахстан не попадает в зависимость только от одной страны, что снижает давление извне на республику и, как следствие, позволяет ему поддерживать свой суверенитет.
Преодолевать разногласия Казахстану помогает высокий уровень доверия на переговорах с партнерами и гибкая позиция республики, которая предполагает поиск консенсуса или точек соприкосновений интересов. Ради этого Казахстан готов следовать принципу: тише едешь — дальше будешь. Например, переговоры Казахстана о вступлении во Всемирную торговую организацию затянулись на 19 лет, что является абсолютным рекордом для ВТО. Но итоговое соглашение было подписано с учетом казахстанских интересов», — отметил спикер.
Критика многовекторной политики Казахстана, действительно, звучит, продолжил спикер, в том числе про «два стула», на которых хочет усидеть Астана.
«Во-первых, отношения с другими государствами Казахстан строит на договорной основе, которые он соблюдает. «Повышенных обязательств» Астана не брала на себя. На чем договорились, того и придерживаемся. Все остальное – это уже домыслы тех, кто упрекает Казахстан. Сами придумали, сами поверили. Во-вторых,
Казахстан сидит на своем стуле и ничье место не занимает. Астана не получала многомиллиардные кредиты от других стран, которые нам списывали в обмен на лояльность. Принципы внешней политики Казахстана прозрачны и хорошо известны партнерам. Поэтому позиция Астаны предсказуема и не является для них сюрпризом», — поделился мнением политолог.
Нейтралитет – это выверенный политический курс, убежден другой наш спикер, политолог Ислам Кураев.
«Зачастую Казахстан обвиняют в нейтралитете или выборе альтернативного политического курса на международной арене в отличие от других постсоветских стран. Однако есть понимание геополитического и стратегического континентального расположения. С учетом соседства с двумя мировыми державами Казахстан может себе позволить лишь маневрировать между сторонами и быть выгодополучателем», — отметил Кураев.
Эксперт добавил, что идеально на эту тему выразился Касым-Жомарт Токаев на форуме в Сингапуре.
«… это сознательный выбор в пользу дипломатии и диалога, а не конфликта и принуждения. Этот выбор является нашей сильной стороной, позволяющей нам помогать преодолевать глубокие разногласия – от территориальных споров до идеологических конфликтов», — привел политолог слова Токаева.
«В моем понимании позиция нейтралитета Казахстана играет важную роль в его внешнеполитической стратегии, позволяя стране поддерживать конструктивные отношения как с западными странами, так и с восточными и более близкими партнерами», — поделился мнением эксперт-международник Ануар Бахитханов.
По словам специалиста, в современных мировых реалиях нейтралитет можно рассматривать как проявление мудрости, рациональности и других явно сильных аспектов, поскольку это способствует более стабильной и в позитивном ключе динамике международных отношений.
«Соглашусь с тезисом президента, что выбор нейтралитета является сильной стороной Казахстана. Нейтралитет позволяет стране выступать в роли посредника в международных конфликтах и спорах, что укрепляет ее дипломатический вес на мировой арене. Казахстан неоднократно демонстрировал свою способность способствовать разрешению конфликтов и споров, используя свою нейтральную позицию для поддержки мирных инициатив и диалога», — продолжил Бахитханов.
Вместе с этим эксперт отметил, что восприятие нейтралитета Казахстана за рубежом, действительно, может варьироваться.
«Некоторые страны и международные организации видят в этом стратегически мудрый шаг, способствующий региональной и глобальной стабильности. Однако критика тоже имеет место. Некоторые наблюдатели могут рассматривать нейтралитет как отсутствие решительности или желание избежать ответственности. Такая критика может быть основательной, особенно если она подкреплена примерами, когда нейтральная позиция приводила к затягиванию конфликтов или недоверию со стороны союзников. Однако в большинстве случаев нейтралитет Казахстана все же рассматривается как сбалансированная и последовательная стратегия, и – самое главное – отвечает интересам нашей страны.
Баланс между защитой национальных интересов и соблюдением принципов нейтралитета во внешней политике Казахстана, на мой взгляд, состоит в умении сочетать гибкость и твердость. Казахстан стремится защищать свои национальные интересы через экономическое развитие, укрепление обороноспособности и поддержание суверенитета. В то же время страна активно участвует в международных организациях, продвигая принципы мирного сосуществования и уважения к международному праву. Этот баланс позволяет Казахстану сохранять свою независимость и целостность, одновременно способствуя стабильности и миру на международной арене», — сказал Бахитханов.