Станет ли Астана «халалным» центром в Центральной Азии, как предположил два года назад во время визита в Казахстан премьер-министр Малайзии Наджиб Тун Разак? Генеральный менеджер одной из малайзийских корпораций Дату Хаджи Саруду Хаджи Хоклай не берётся прогнозировать, но первые шаги в этом направлении уже сделаны: в Южном Казахстане местных производителей тонкостям «халалного» бизнеса обучает малайзийское предприятие.
Малайзия считается центром мировой «халалной» индустрии. В стране, как нам сообщил участник казахстанско-малайзийского бизнес-форума, прошедшего в Астане в пятницу, Дату Хаджи Саруду Хаджи Хоклай, официально принят стандарт 1500:2004 для продуктов питания «халал».
Примечательно, что убедиться в соответствии продукции с маркировкой «халал»-требованиям потребители могут, не отходя от кассы: код продукта отправляется на номер департамента исламского развития Малайзии. Это госучреждение выдаёт сертификаты на продукцию, соответствующую «халал»-стандартам. 70% населения Малайзии – мусульмане, однако успешное развитие «халал»-индустрии нельзя связывать лишь с данным фактором.
Помимо традиционного «халалного» мяса, в Малайзии выпускаются кондитерские изделия и косметика со знаком «халал». В состав «халалных» конфет, по словам малайзийского бизнесмена, входят бараний жир и жиры разрешённых по исламским канонам животных. Впрочем, в магазинах можно купить и не «халалные» конфеты с добавлением свиного жира и спирта.
В отличие от водоустойчивой косметики «халалная» легко смывается водой, благодаря содержащимся в её составе водорастворимым компонентам на основе глицерина и карбомеров. С учётом необходимости многократного омовения перед молитвой в течение дня для мусульманок это очень удобно. Разумеется, о содержании вытяжек из спирта и производных свиного жира речь здесь не идёт.
А вот «халалной» воды и «халалных» СТО в отличие от Казахстана в Малайзии нет, сообщил нам малайзийский предприниматель.