Легковые автомобили
Рост экономики, стабилизация курса тенге и уверенность казахстанцев в будущем позволили “Астана Моторс” в 2019 году увеличить продажи автомобилей на 48 процентов, считает основатель компании Нурлан СМАГУЛОВ.
– После тех потрясений, которые были в прошлых годах, то, что тенге по итогам 2019 года почти ничего не потерял, у нас рост ВВП – около 4 процентов, нефть стоит почти 70 долларов – все это очень хорошо. Мы это чувствуем. Самое главное, население не испытывает страх перед будущим, – говорит он. – Первое, что перестают покупать люди, когда испытывают страх, – это автомобили. Люди не перестают есть или ходить в кино, а вот продажи товаров длительного пользования сразу падают.
Авторынок Казахстана восстанавливается после спада продаж в 2015–2016 годах. Это подтверждает устойчивый рост реализации и производства автомобилей на протяжении последних лет.
Общее улучшение ситуации сказалось и на показателях “Астана Моторс”. По итогам года компания показала впечатляющие результаты – ее продажи растут быстрее рынка. Это позволило увеличить долю на рынке почти до 30 процентов.
Драйвером роста в прошлом году стал бренд “Hyundai”. В прошлом году “Hyundai Auto Kazakhstan” реализовал 14,8 тысячи автомобилей. Это на 70 процентов больше, чем в 2018 году. Таким образом, “Hyundai” стал брендом № 1 в стране.
Самые популярные модели “Астана Моторс” – “Hyundai Tucson” (продано 4 765 автомобилей), “Hyundai Accent” (3 565), “Hyundai Creta” (2 725) и “Hyundai Elantra” (2 684).
“Автоцентр-Бавария” тоже установил свой рекорд, продав в 2019 году 650 автомобилей BMW. В 2018 году дилер продал 516 машин.
Вторичный рынок
Очень перспективным оказался вторичный рынок автомобилей. В 2016 году “Астана Моторс” запустила программу “Trade-in” и смогла продать 250 машин. В 2019 году компания открыла первый специализированный “Trade-in”-хаб в Алматы и продала уже 3 659 автомобилей. В этом году запланирован рост продаж еще на 60 процентов, чтобы достигнуть уровня в 6 тысяч машин.
– Дело в том, что рынок новых автомобилей составляет 70 тысяч машин в год. А подержанных – 700 тысяч. В 10 раз больше! – заметил Нурлан Смагулов. – Но рынок до сих пор контролирует хаотичная уличная торговля. Покупателю приходится общаться с неразговорчивыми хмурыми людьми. Но мы видим по другим странам, как этот рынок переходит в цивилизованное русло. До конца года мы построим такие хабы в Нур-Султане и Алматы. Под одной крышей будут стоять до 500 автомобилей.
Каждая машина будет проходить юридическую очистку и техническую подготовку. Здесь вы не купите “сюрприз” с криминальным прошлым. Вы берете машину, которая стоит на гарантии дилера.
Приехали на старой машине – ее возьмут в счет оплаты новой, дадут кредит, страховку, повесят госномера. Всё это происходит в течение часа. Люди получат очень хороший цивилизованный объем услуг. Это нормальный вид бизнеса.
В идеале компания намерена продавать столько же машин с пробегом, сколько и новых автомобилей.
Автозавод “Hyundai”
Новый автозавод по производству легковых автомобилей достраивается в Индустриальной зоне Алматы. Уже возведены сборочный, сварочный цеха и цех окраски пластиковых деталей, а также склад компонентов. Сейчас здесь завершают монтаж окрасочного цеха. В декабре на заводе была проведена первая тестовая сборка автомобиля. Первый автомобиль сойдет с конвейера уже в этом году. Уровень локализации будет более 50 процентов. Прежде всего – за счет сварки штампованных деталей кузова, его покраски и производства автокомпонентов. Согласно законодательству ЕврАзЭС, предприятия этих стран не могут ничего экспортировать без локализации менее 50 процентов.
На первом этапе автозавод будет производить 30 тысяч автомобилей в год. На втором – 45 тысяч.
На заводе будет создано до 700 рабочих мест. При этом стоимость одного рабочего места составит свыше 35 миллионов тенге, а производительность на одного сотрудника – 250 миллионов тенге в год.
Компания также планирует построить завод автокомпонентов. Здесь будут производить сиденья, стекла, пластиковые изделия. Примечательно, что “Астана Моторс” намерена создать на базе завода технопарк, в котором малые и средние предприятия смогут создавать комплектующие для конвейера. Кроме того, их продукция будет поставляться в Россию – на завод “Hyundai” в Санкт-Петербурге.
– Мы уверены, что в сентябре выпустим первый автомобиль, произведенный в Казахстане. Нам дали возможность поставлять автомобили в Узбекистан. Сейчас переговоры о поставках автомобилей в Украину. Тогда завод сможет производить не 30 тысяч автомобилей, а до 45 тысяч, – рассказал Нурлан Смагулов.
Он поддержал ужесточение требований к автопрому со стороны правительства страны. По его словам, если государство дает налоговые преференции и льготы, то заводы должны вкладывать деньги в производство казахстанского автомобиля, а не крупноузловую сборку, за что сейчас критикуют отечественный автопром. Пока же лишь одно предприятие “СарыаркаАвтоПром” выполнило условия государства. “Наш завод выполнит эти обязательства уже в сентябре 2020 года”, – заявил Нурлан Смагулов.
Коммерческая техника
“Hyundai Trans Auto” в 2019 году произвел 493 автобуса и грузовых автомобиля “Hyundai”, МАЗ и “Golden Dragon”. Завод способен производить автобусы до 18 метров длиной и с тремя типами двигателя: дизельным, газовым или электрическим. Первые партии “Golden Dragon” казахстанского производства уже переданы в автопарки Алматы и Караганды.
В прошлом году “Астана Моторс” произвела и передала 180 автомобилей скорой помощи в Нур-Султан, Алматы и Шымкент. В этом году неотложек будет сделано почти в два раза больше.
По итогам 2019 года “Астана Моторс” стала крупнейшим налогоплательщиком в автомобильной отрасли РК. Налоговые и таможенные отчисления в госбюджет составили более 15,7 миллиарда тенге. Оборот же – 267,8 миллиарда тенге.
АЛМАТЫ