В начале беседы эксперт отметил, что "по переписи 1939 года общее население — 6 151 000 человек, в том числе русских 2 459 000, казахов 2 327 000. По переписи 1989 года всего — 16 464 000, в том числе казахов — 6 547 000, русских — 6 228 000. Наконец, на 1 января 2021 года всего 18 880 000, в том числе казахов — 13 029 000, русских — 3 478 000".
"Вероятно, такой взрывной рост казахского населения — в 2 раза за 31 год, хотя общее число жителей страны выросло меньше чем на 12 процентов — объясняется не только естественным приростом (общий естественный прирост в Казахстане в 2010-2020 годах — от 220 000 до 270 000 человек в год, до этого был ниже), но и ассимиляцией, то есть тем, что дети (а возможно, и взрослые) из смешанных семей причисляют себя к титульной национальности. Это же может быть одной из причин резкого, более чем на 40 процентов, сокращения числа русских (другая причина — очевидно, отъезд в Россию). Кстати, по числу русских (то есть причисляющих себя к таковым) Казахстан сейчас, видимо, почти сравнялся с Украиной и, если современные тенденции продолжатся, то скоро, видимо, обгонит ее и станет республикой бывшего СССР с наибольшим числом русских (не считая, понятно, Россию)", — пишет Радзиховский.
Но насколько российский эксперт может оказаться прав в своих выводах? Играет ли ассимиляция столь весомую роль в изменении численности и национального состава нашей страны? О чем в целом говорит текущая демографическая ситуация в Казахстане? На эти и другие вопросы корреспонденту медиа-портала Caravan.kz ответил отечественный эксперт и политолог Замир Каражанов.
— Замир, по мнению российского эксперта, одной из причин сокращения русского населения в Казахстане может быть его ассимиляция. Якобы в смешанных семьях детей и взрослых зачастую причисляют к титульной нации. Что вы думаете на этот счет? Согласны ли вы с такой точкой зрения?
— Не вижу никакой связи. Во-первых, брак в Казахстане является добровольным союзом граждан. Если будет установлен факт принуждения, то он должен быть расторгнут по закону. Во-вторых, доля межнациональных браков составляет порядка 15-17 процентов. Это хороший показатель, который во всем мире говорит не о политике ассимиляции, а о благоприятном межнациональном климате в стране. В-третьих, большая часть подобных браков заключается с русскими, узбеками, татарами. Этот факт и есть объяснение. В Казахстане проживает 18,4 процента русских, на втором месте узбеки — 3,2 процента. Что касается выбора национальности, то она часто определяется по отцовству, но в любом случае решение остается за семьей. Государство никак не регулирует данную сферу. Если человек по достижении совершеннолетия сам поменяет свои ФИО или же национальность, то это его право. Но нельзя же добровольный выбор выдавать за ассимиляцию.
Кроме того, в Казахстане сохранили графу "национальность" в паспортах и прочих документах. Этим самым государство проявляет уважение к представителям всех наций, которые проживают в стране. Если бы речь шла об ассимиляции, то эта графа мешала бы. Согласитесь, проще было бы назвать всех казахстанцами и закрыть вопрос. Непонятно, зачем другим национальностям приписывать себя к казахам? Такой шаг не дает преимуществ, так как перед законом все равны, независимо от национальности. В том числе и при трудоустройстве на госсужбу. Для этого требуется знать госязык, а не быть казахом. Кстати, о языке. Русский язык сохраняет межнациональный статус и остается в школьной программе. Признаков ассимиляции нет нигде.
— То есть в этом вопросе есть более играющие факторы?
— Играющим фактором, скорее всего, стала странная выборка. Брались демографические данные за 1939 год, потом за 1989 год и наконец за 2019 год. После чего озадачились: почему русское население в Казахстане сократилось так быстро? Наверное, брали круглые даты — 50 лет и 30 лет, советский период и годы независимости. Но это крупные демографические эпохи, где есть свои нюансы.
"Русскоязычных в Казахстане спасать не нужно": ответ на провокации российских СМИ
Есть интересные публикации российских специалистов, которые констатируют факт: пик роста расселения русских на постсоветском пространстве остался позади. Он был пройден ещё в советский период. Рост расселения начался при царизме с отменой крепостного права, со столыпинской реформы, далее последовали миссия пролетарской революции и первые пятилетки, война и эвакуация, послевоенные всесоюзные стройки. Данные события оказали большое влияние на мобильность населения, в которую вовлекались миллионы людей со всего СССР. Но уже во второй половине ХХ века начался исход. В Казахстане пик роста пришёлся на 1959 год — доля русского населения — 42,6 процента. Люди возвращались в места постоянного проживания. Исход начался десятилетия назад и до сих пор продолжается. Смена политических и экономических моделей ускорила процесс. Любопытная деталь: в Конституции СССР 1977 года провозглашалась новая историческая общность — советский народ как "интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру". Но исход продолжался даже в рамках этой общности. Потому что у него была своя закономерность.
Также следует отличать демографические процессы в советский и постсоветский период. В послевоенный период стали расти малодетные семьи. Самый низкий коэффициент рождаемости на одну женщину в советские годы в Казахстане пришелся на 1980 год — 2,9. Если рассматривать период независимости, то он выпал на 1998-2000 годы и составил 1,8. Сегодня мы достигли уровня 1980 года. Несмотря на "демографические горки", нам удалось добиться прироста населения. В 1989 году в КазССР проживало 16 миллионов человек, сегодня в Казахстане — 19 миллионов. Это несмотря на большую миграцию в 90-х годах, в том числе оттока русскоязычного населения, что привело в 1999 году к снижению численности населения ниже отметки 15 миллионов человек. Кроме того, с 90-х годов Казахстан проводит политику репатриации этнических казахов на историческую родину. За 30 лет в страну приехало 1,6 миллиона человек. Стоит учитывать и продолжительность жизни населения. Если величина растёт, а показатель смертности хотя бы не меняется, то численность населения будет расти.
— Другой интересный момент, обозначенный в статье: Казахстан может стать страной с самым большим числом русского населения из бывших советских республик (не считая Россию). Насколько вероятен или же, наоборот, расплывчат этот прогноз?
— Утверждение спорное. Если верить цифрам и тенденциям, скорее всего, Казахстан может удерживать этот статус. Иными словами, доля русского населения будет сокращаться, при этом она останется высокой по сравнению с другими странами СНГ. Поскольку в других экс-советских республиках наблюдается похожая картина. В Украине доля русского населения сократилась до 17 процентов, в Беларуси — до 8,3 процента. Единственный вопрос: насколько быстро в Казахстане будет снижаться доля русского населения или этот процесс замедлится? Хотя, может, и приостановится. Ответ на вопрос зависит от социально-экономической ситуации в стране. В начале 2000-х годов, когда экономика динамично росла, в Казахстане удалось остановить отток населения из страны. Даже наблюдался профицит во внешней миграции.
— Как, на ваш взгляд, будет развиваться тема многонационального статуса нашего государства?
— Многонациональность будет трендом в текущем столетии. Об этом говорит статистика международной миграции. Количество наций, проживающих в Казахстане, потихоньку сокращается. Если по переписи населения 1989 года их насчитывалось 123, то по данным за 2009 год их уже было 107. Подобное положение можно объяснить экономической ситуацией. Количество национальностей растёт в тех странах, которые являются реципиентами, то есть привлекательными для мигрантов странами. Соответственно у них сохраняется многонациональный состав населения. Вывод очевиден. Если в Казахстане будут динамично расти экономика и уровень жизни населения, то он сохранит свое национальное многообразие.
— О чём в целом говорит демографическая ситуация в стране, учитывая наши по-прежнему мало сопоставимые численность населения и необъятную территорию?
— В общем и целом наблюдается положительная динамика в демографической сфере, население Казахстана растет из года в год. В основном за счет естественного прироста. Что касается оттока населения из республики, то оно не сопоставимо с теми показателями, которые были в 90-х годах. Миграция в нынешнем виде вряд ли окажет влияние на демографическую ситуацию в стране. Конечно, мы занимаем 9-е место в мире по площади территории и при этом имеем население 19 миллионов человек. Казалось бы, демография не самая лучшая. Но гоняться за показателями не имеет смысла.
Мы сегодня видим страны, где население в своем числе больше, чем в Казахстане, но живут люди там хуже, чем мы. Есть и другая группа государств, чье население меньше Казахстана, но качество жизни у них лучше. Такие страны имеют конкурентоспособную и инновационную экономику, вес в мировой торговле, являются активными участниками глобальных процессов. К их мнению прислушиваются, и с ними все хотят дружить. Поэтому большая численность населения не есть признак успешного государства. В 21-м веке таковым будет оставаться человеческий капитал. Проще говоря, будущее за интеллектуальными нациями, — резюмировал специалист.