И уже со следующего года будет действовать новая программа развития автодорожной отрасли, рассчитанная на период до 2012 года.
За эти годы планируется отремонтировать дороги не только республиканского, но и местного значения. Задача минтранскомом ставится глобальная и от ее решения зависит реализация многих проектов, связанных с развитием экономики.
Программа развития автодорожной отрасли действует в стране с 2001 года, за эти годы отремонтировано около 11400 километров автодорог, сюда же входит реконструкция автотрассы республиканского значения Уральск-Атырау, протяженностью 492 километра.
На неделе эту трассу, наконец-то, к радости дальнобойщиков, открыли. Итальянская компания «Тодини Конструксиони Дженерали», являющаяся генеральным подрядчиком проекта, отрапортовала о завершении строительства.
Несмотря на сомнительные прогнозы по поводу завершения стройки, итальянцы уложились в срок. Провели реконструкцию за три года. Как отмечает региональный менеджер «Тодини» по странам СНГ Эрменджильдо Парлатори, сегодня по этой трассе из Уральска до Атырау можно доехать за четыре часа, «а в первый раз мы туда ехали по разбитой дороге два дня».
Для теплолюбивых итальянцев, где дороги строятся все 12 месяцев в году, климатические условия Казахстана стали сюрпризом. Здесь работать приходилось только в течение семи месяцев, а чтобы не отстать от графика, приходилось мобилизовать рабочую силу, технику.
С самого начала реализации стратегически важного для республики проекта было приковано пристальное внимание контролирующих и надзорных органов.
За время стройки «Тодини» пришлось выслушать немало нареканий, касающихся качества работы, а также используемых материалов. Не раз ставился вопрос о приостановлении строительных работ до устранения нарушений.
Одно из основных — нарушение казахстанского законодательства. Как выяснилось, «Тодини» применяла американский стандарт качества «АШТО», не зарегистрированный на территории нашей страны.
Между тем «АШТО» по качественным показателям значительно уступает казахстанским стандартам, он значительно мягче. Также ставился вопрос по сертификации строительных материалов, используемых при реконструкции. В частности, в подстилающем слое использовался щебень, добываемый на Индерском карьере Атырауской области, на который отсутствует сертификат качества.
Данные нарушения являются очень серьезными, что явилось причиной жесткой позиции прокуратуры, потребовавшей приостановить все работы. Но итальянцы не испугались, они как-то быстро нашли общий язык с министерством транспорта и коммуникации и… в срочном порядке зарегистрировали «АШТО» в реестре госстандартов РК, то же самое сделали и с Индерским щебнем.
Вице-министр транспорта и коммуникации Абылгазы Кусаинов, отвечая на вопрос вашего корреспондента по этому поводу, заявил: «Сейчас Казахстан гармонизирует свои стандарты с международными требованиями. Те вопросы, которые возникали со стороны заказчика, были учтены».
В общем, любой вопрос можно решить, не доводя до скандала. В свое оправдание г-н Эрменджильдо Парлатори заметил, мол, «Тодини» выиграла международный контракт, который отличается от стандартов РК.
«К сожалению, мы подрядчики и вынуждены работать по тому контракту, который нам передали. Но как видите, мы работаем и по местным стандартам», — заявляет представитель «Тодини».
Местная власть, в лице заместителя акима Западно-Казахстанской области Алибека Сытдыкова, считает, что качество дороги соответствует стандарту, мол, итальянцы устранили все высказанные замечания.
Но трасса окончательно еще не сдана, по ней только начато движение, она обеспечивает проезд, но это еще ни о чем не говорит.
Автодорога Уральск-Атырау на год передана в управление компании «Тодини», за это время последняя должна на собственные средства устранить все имеющиеся недостатки, а они, по словам Сытдыкова, имеются. И только через год государственная комиссия будет принимать дорогу.
Строительство столь важного объекта обошлось в 118,9 миллионов долларов США. Деньги в виде займа выделил Японский банк международного сотрудничества. Заказчики в один голос заявляют, что средств с лихвой хватило на реконструкцию. В то же время вице-министр сообщил нам, что нагрузка, которую может выдержать трасса, не больше 10 тонн на ось.
Это не так много, но расчеты велись три года назад и исходили из выделенных средств. Поэтому сказать, что дорога соответствует международным стандартам, сложно.
С учетом того, что по этой трассе в основном будут следовать большегрузные машины, связывая между собой две нефтяные области, можно было изначально увеличить дорожную «одежду». Но этого не произошло. Зато новая программа развития дорог как раз-таки предусматривает увеличение нагрузки на дорогу до 13 тонн на ось. Существующие сегодня в республике дороги выдерживают лишь 6 тонн, что вообще говорит об их несовершенстве. Министерство транспорта и коммуникации отныне также намерено ужесточить требования к подрядчику при строительстве дорог.
Гарантийный период возрастает до пяти лет, сегодня они несут ответственность за дорогу только в течение одного года.
Дороги республиканского и международного значения для Западно-Казахстанской области, граничащей с пятью российскими областями, играют большую роль. ЗКО — это западные ворота республики, а по дорогам как известно, судят о состоянии всей экономики страны.
В связи с этим в нынешнем году правительством были выделены огромные средства на их ремонт.
На днях сдан в эксплуатацию участок дороги Самара-Шымкент, протяженностью 45 километров, на границе с Россией. Отремонтирована дорога в сторону Саратова. Но несделанной работы еще больше.
В плачевном состоянии продолжают оставаться местные дороги. С шестью райцентрами нет дороги с асфальтовым покрытием, что значительно затрудняет сообщение.
При этом южные районы вообще остаются за бортом, слишком большие расстояния (до 600 километров) осилить местный бюджет не в состоянии.
И сейчас ведутся переговоры с правительством по финансированию их из республиканского бюджета и переводе их в ранг дорог республиканского значения.
В целом по республике за шесть ближайших лет будут отремонтированы порядка 43 тысяч километров автодорог. И если удастся реализовать все поставленные задачи, то возможно, возродится Великий Шелковый путь.