У акима столицы свободного времени не бывает. Особенно после критики Президента страны. Успеть проверить, как ремонтируют и строят новые дороги, работает общественный транспорт, коммунальное хозяйство, как обеспечивается безопасность в городе для жителей и гостей и т. д. – это толика того, чем заполнен день Асета Орентаевича с раннего утра и до позднего вечера. Тем более что каждый его шаг находится под прицелом камер и СМИ. После острой критики главы государства в апреле этого года внимание к акиму столицы усилилось в разы. Всем интересно, что будет делать человек, которого на глазах всей страны отчитал Нурсултан НАЗАРБАЕВ. Ответ акима: “Работать усерднее”. С апрельской критики и начинаем разговор.
Уборка мусора как критерий эффективности работы акима
– Что делается после критики Президента? Наказаны ли люди, устраивавшие мусорные свалки прямо в городе?
– Действительно, такая проблема есть. Когда сходит снег, становятся видны несанкционированные мусорные свалки, которые устраивают жители и строительные компании. Объясню на примере. К руководителю строительной компании приходят и говорят, что могут вывезти мусор за 2 000 тенге, потом приходит другая компания и называет цену в 4 000 тенге за вывоз мусора на городской полигон. Конечно, любой руководитель выберет первую компанию. Однако эта компания не вывозит мусор на полигон, как это требуется, а “складирует” его в городе. Для облегчения ведения бизнеса в Казахстане были отменены лицензирование и аккредитация в этой сфере в расчете на совесть и ответственность самих предпринимателей, что в долгосрочном периоде хорошо для повышения конкурентоспособности Казахстана в мире. На деле же некоторые компании злоупотребляют доверием. Сейчас этой проблеме мы уделяем особое внимание. Так, в рамках экологического месячника выявлено 130 несанкционированных свалок, 127 из них ликвидированы. Остальные точки убирают. Вывезено и захоронено 12 210 тонн мусора. Кроме этого, ежедневный вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) и мусора составляет 465–500 тонн. Кто лучше убирал улицы в Астане: Тасмагамбетов, Джаксыбеков или Исекешев
Вместе с тем здесь нужен системный подход. Поэтому мы сейчас совместно с министерством энергетики готовим предложения. Необходимо учесть, что Астана стремительно развивается, и поэтому в разработке концепции мы опираемся на опыт таких крупнейших мегаполисов мира, как Лондон, Копенгаген, Сингапур, Дубай. Мы предлагаем проработать либо декларирование мусора, либо другие проверенные методы. Возможно, появятся дополнительные требования к компаниям, которые этим занимаются.
– А критерии декларирования?
– Как я сказал ранее, у нас сейчас над этим вопросом работает группа. Мы прорабатываем два варианта, в течение июня определимся и внесем в министерство. Потом будут публичные слушания с НПП “Атамекен” – все как полагается. Отсутствие жесткого регулирования хорошо с точки зрения бизнеса, однако от недобросовестных предпринимателей в итоге страдают жители. Безусловно, я лично за то, чтобы отдавать приоритет бизнесу перед чиновниками, поскольку предприниматели создают рабочие места, платят налоги. Это правильно. Но в то же время мы не должны забывать о жителях, потому что это они конечный потребитель. Это и есть социально ориентированная модель города и государства. И если малый бизнес открывает несколько ресторанов, то мы его поддерживаем. Но он не должен работать до 5 утра и создавать шум для жителей. Если представители малого бизнеса занимаются вывозом мусора, то они не должны нарушать экологию и выбрасывать отходы в парках. В этом плане нам нужно найти сбалансированное решение.
К сожалению, появляются новые свалки, поэтому мы выставили посты, подключили экологическую полицию. Конечно, город немаленький, на каждый тротуар полицейского не поставишь. Поэтому ищем нарушителей, находим, штрафуем. Уже оштрафовали много строительных компаний. Критика Президента воспринята положительно – как импульс к работе. Мы исправляем недочеты. Город должен быть чистым и опрятным.
– А что сделано по Талдыколю?
– Недавно туда выезжали премьер-министр и его первый заместитель. В этом году мы завершили работы на этом озере. Подняли 4 миллиона тонн ила и убрали в специальные мешки. Они будут переработаны в удобрения. Главное – они подняты оттуда. Количество воды уменьшилось, за счет этого и территория стала меньше. И воздух уже чистый. Теперь работаем над благоустройством и рекультивацией.
Многое еще предстоит
– Из-за того, что Астана стоит практически на воде, вы сказали, что в качестве примера будет использован опыт таких городов, как Лондон, Копенгаген…
– Мы сейчас внимательно изучаем опыт Швеции, Дании. Особенно Дании. Планируем разработать проект на основе 5–6 моделей и подготовить свой комплексный план с учетом ливневой канализации и нашего резко континентального климата. Мы сейчас работаем с экспертами Азиатского банка развития и Европейского банка развития. И планируем приступить к разработке мастер-плана по управлению водными ресурсами, который будет учитывать грунтовые, паводковые воды и канализацию. Будем использовать как технологию водосбережения, так и повторного использования воды. Например, в районе построенного Зеленого квартала планируется на месте затопленных территорий сделать два озера.
Уникальный технологический центр
– Асет Орентаевич, естественно, не могу не спросить об ЭКСПО-2017. Как будут эксплуатироваться объекты выставки после ее завершения?
– Это важный вопрос. По поручению Президента сейчас им занимается правительство. Во-первых, здания останутся как наследие. В сфере “Нұр Әлем” и в ряде других откроется уникальный технологический центр. Думаю, это даст хороший образовательный эффект для нашей страны, мощный импульс для развития инженерной мысли в области градостроительства, строительства зданий и объектов инфраструктуры. Во-вторых, там создадут Международный финансовый центр – важнейший проект, о котором говорил глава государства. Это не просто здание, где находятся финансовые институты и биржа. Центр станет важным инструментом диверсификации экономики и технологической модернизации не только Астаны, но и страны в целом. В МФЦА начнет действовать законодательство Англии и Уэльса, будут привлечены судьи международного уровня. Для инвестора, который хотел бы открыть бизнес на территории СНГ, такой фактор может стать ключевым при принятии позитивного решения.
– Вот городской вопрос, который относится и к ЭКСПО. Что будет с транспортом?
– Да, транспортная система – это один из главных вызовов современности для всех мегаполисов. Нурсултан Абишевич критиковал нас справедливо. Нам нужно выстроить правильную стратегию и решить этот вопрос. Многие пишут: мол, надо было широкие дороги строить. “Надо было” – неконструктивно. Нужно определить, что делать с тем, что есть. По первому Генплану Астана только к 2030 году должна была достичь населения 830 тысяч человек, а у нас уже сейчас эта цифра выше. Только машин у нас более 400 тысяч, это огромный уровень автомобилизации. В 2019 году мы запустим легкорельсовый транспорт. Приступили к строительству ряда дорог, в том числе с мостами, которые разгрузят оба берега Есиля. Поэтому начали работу над проектированием более 10 развязок. В 2018 году построим самые приоритетные – 4 развязки с надземными и подземными переходами, отдельно будет вестись строительство 12 пешеходных переходов. На это уйдет как минимум год-два. То есть в течение двух лет расширятся дороги, появятся развязки, пешеходные переходы, ЛРТ.
Используем и новые технологии в виде съездов, до конца этого года в городе появится около 100 “умных” светофоров. Еще нужно 300 таких светофоров, ищем технические решения, чтобы ускорить этот процесс. Сейчас к каждому светофору проведены кабели. Мы ищем беспроводное решение. Понятное дело, что бескабельный вариант должен быть надежным, чтобы обеспечить все 400 точек. Но вот эти 100 светофоров уже охватывают основные коридоры. Мы понимаем, что здесь нет одного волшебного решения, поэтому сейчас работаем по специально разработанному комплексному плану по развитию транспортной системы.
– Были нарекания по автобусам…
– Да, критика была в наш адрес и по этому вопросу. Мы создали транспортное агентство “Астана ЛРТ”. И в Сингапуре, и в Дубае, и в Москве есть сильный транспортный центр с огромными экранами, специалисты которого анализируют все потоки. Это тоже требование мегаполиса. Поэтому мы создали такой центр.
Понятно, что приоритеты во всем мире распределяются следующим образом: сначала пешеход, потом велосипедист, потом общественный и только потом личный транспорт. У нас в силу климата бал правят автомобилисты. Поэтому мы сейчас делаем акцент на развитие тротуаров, парков, велосипедных дорожек, чтобы можно было пройти или про-ехать через весь город. В этом году, кстати, у нас уже есть что показать – вдоль территории ЭКСПО появятся тротуары и зеленые парки с велосипедными дорожками.
Ну и главное, конечно, сделать популярным общественный транспорт. Сейчас в большей части автобусов отсутствуют кондиционеры, что летом создает дискомфорт жителям. Поэтому мы закупили 350 автобусов, сейчас покупаем еще 380 – в общем, у нас по городу будут ездить 750 новых автобусов, в которых есть все необходимое для удобства людей.
Еще делаем выделенные полосы для автобусов, так называемые Bus Lane. Меняем механизм работы с автопарками. По нашей инициативе с министерством по инвестициям и развитию и правительством законодательным актом внесены изменения в постановления правительства и приказы министра. Не вдаваясь сильно в детали, поясню, что этот новый формат в корне поменяет принцип работы. Если в настоящее время они работают как чисто коммерческий бизнес, не всегда обеспечивающий качество, то в новом формате акимат будет нанимать автобусные парки для оказания качественных транспортных услуг жителям города. То есть автобусы должны соблюдать график каждые 5–10 минут. Далее – вежливость и культура обслуживания. Соблюдает подрядчик договор – работаем дальше. Нарушает – идут штрафные санкции с последующим расторжением договора о сотрудничестве и передачей маршрута в другую компанию.
– Для Астаны актуален вопрос автобусных остановок.
– Мы начали реализовывать такой проект, как ветрозащищенные теплые автобусные остановки, за счет государственно-частного партнерства (ГЧП) с инвесторами. Если будут хорошие остановки, постоянно курсирующие, чистые надежные автобусы, мы надеемся довести долю пользователей общественного транспорта до 45–50 процентов от всех жителей города.
Сейчас у нас порядка 850 тысяч поездок в день совершается на общественном транспорте, нам нужно эту цифру увеличить. Для этого мы делаем вот эти теплые остановки и Bus Lane.
Третья мера, которую мы сейчас вводим, – это запрет на движение грузового транспорта в дневное время: с 6 утра до 23.00 ночи. Сейчас отрабатываем, чтобы они перестроили логистику, как удобно людям, и таким образом, чтобы не занимать дороги в период активного движения жителей и гостей столицы.
Конечно, вопрос непростой, в какой-то степени будут неудобства для водителей, но нам необходимо решить его для недопущения транспортного коллапса.
Жизнь после выставки
– Астана туристическая – как она будет развиваться?
– Мы доработали новую стратегию развития города с учетом поручений Президента. Во-первых, это 5 институциональных реформ. Во-вторых, Послание главы государства о технологической модернизации. Астане поручено стать одним из центров евразийского пространства. Поэтому мы, всё проанализировав, определили новую стратегию, условно назвав ее “20 шагов”. С одной стороны, это напоминает нам о 20-летии столицы в следующем году, с другой – план будет воплощаться в жизнь до 2020 года. Столице нужен хозяин
Во главу угла мы ставим улучшение качества жизни горожан. Как улучшить? Первое – обеспечить среду для жизни по стандартам развитых стран. В каждой сфере, будь то экология, общественный транспорт, безопасность, здравоохранение и другие, есть международные стандарты наиболее развитых стран ОЭСР. Мы в каждой сфере определили индикаторы, которые планируем поэтапно достичь до 2020 года.
Вторая цель – увеличение доходов населения…
– А безработица в этом плане?
– Суть новых подходов в сфере экономики – обеспечение роста реальных доходов населения через развитие массового предпринимательства, создание новых качественных рабочих мест и привлечение частных инвестиций. И здесь необходимо дать возможность всем жителям города увеличить свои доходы: либо через увеличение заработной платы, либо через создание или расширение бизнеса. Поэтому безусловный главный фактор успеха – это акцент на развитие человеческого капитала, развитие талантов, подготовку кадров, а также сфокусированная поддержка секторов, которые имеют большой потенциал. Один из таких секторов – туризм.
– В каком направлении собираетесь продвигать туризм в столице?
– Мы сейчас работаем над новой программой, в которой упор делается на событийный, деловой туризм, и уже в рамках ЭКСПО-2017 мы протестируем эту модель. Судите сами, в прошлом году нас посетили всего 800 тысяч туристов, из которых 270 тысяч – иностранных. Только за эти три месяца к нам приедут более 2 миллионов туристов из 115 стран мира. Возьмем, к примеру, Дубай. Да, там есть море. Но море есть во многих городах Италии и Испании, например, однако не все они стали объектами туризма. В Дубае проводят 4 000 мероприятий в год, то есть это центр событийного туризма для стран Ближнего Востока. Хорошие аэропорты, отличные отели, рестораны, дороги, качество жизни, безопасность и т. д. В Астане сейчас это уже тоже есть. Теперь мы должны обеспечить проведение здесь всевозможных мероприятий. В событийном туризме мы имеем все шансы стать одними из лидеров, и ЭКСПО это продемонстрирует.
Нам надо еще развивать музеи, создавать привлекательные туристические места. Есть такой “эффект Бильбао”, когда изменился целый город из-за одной лишь знаковой постройки – Музея Гуггенхайма. После его создания город посетило более 5 миллионов иностранных туристов.
Другое направление событийного туризма – концерты. У нас есть огромный стадион “Барыс Арена”, “Астана Арена”, Театр оперы и балета “Астана Опера”. Если здесь постоянно будут проходить гастрольные концерты мировых звезд, спортивные турниры, чемпионаты, то к нам приедут и из России, и из стран Центральной Азии, и из Китая и Закавказья. По опыту знаю, что степная природа, кочевая культура, да и Казахстан в целом, – темы весьма интересные для туристов. Просто нам надо правильно всё преподносить. Я думаю, что ЭКСПО станет отличным шансом эти возможности оценить на практике.