Арт-хрестоматия - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Арт-хрестоматия

Арт-хрестоматия

Шума и пыли вокруг снятой в Казахстане знаменитым немецким режиссером Фолькером Шлендорфом ленты “Улжан” пока значительно больше, чем отдачи.

  • 2 Ноября 2007
  • 1307
Фото - Caravan.kz

Многие наверняка читали бравурные статьи о премьере фильма в рамках одной из программ в Каннах, об успехе и т.п. Однако одно дело восхвалять картину, которую никто не видел, а другое – наконец-то показать ее зрителю. Из-за чести, оказанной Софи Марсо и ее “Потерянным в Довилле”, “Улжан” не стала фильмом открытия IV фестиваля “Евразия”. Казахстанскую премьеру позднее все-таки провели. И разочаровали.

У Вудхауза в одном из произведений о Дживсе и Вустере есть шутка: “Ах, та самая миссис Трэверс, которая провела выходные в Рио, а потом написала книгу “Куда идешь, Бразилия?” К “Улжан” эта реплика вполне подходит.

Конечно, Шлендорф пробыл в нашей республике не два дня. Но вот на выходе у него получился лишь полуторачасовой видеогид по Казахстану, художественный ликбез, набор цитат из учебников, речей и пресс-релизов – называйте как хотите. Еще подходит выражение “наглядная агитация”, от которой за версту веет заказом.

…В первых кадрах уставший от жизни француз Шарль (Филипп Торретон) подъезжает к границе Казахстана, где его радушно встречают. А вот акимат Мангистауской области, видимо, не поладил со съемочной группой. Потому что в Актау (по фильму) живут исключительно российские проститутки и кидалы.

Зато создателям “Улжан” пришлась по нраву одна из нефтяных компаний: ее строгие, но справедливые работники отправляют потерявшего паспорт Шарля в Астану. Отправляют на вертолете (!), чтобы тот в полете лучше рассмотрел остатки Аральского моря и прослушал подробный рассказ о застройке новой столицы.

Покинув Астану, Шарль, направляющийся к пику Хан-Тенгри, встречает в развалинах Карлага загадочного Шакуни (Дэвид Беннент, игравший у Шлендорфа еще в награжденном “Оскаром” и “Золотой пальмовой ветвью” “Жестяном барабане”). Вновь следует историческая выкладка.

Двигаясь дальше, Шарль забредает в небольшое селение, где девушка Улжан (Аянат Ксенбай), по книгам выучившая французский язык, а теперь преподающая его в местной школе, проявляет к гостю живой интерес.

Затем оказывается, что Шарлю дали неправильную карту Казахстана. Потому что, продолжая вместе с Шакуни и Улжан путь на юг, француз неожиданно выходит к Семипалатинскому полигону, у границы которого следует новая лекция по истории.

Когда же наконец учебно-просветительская часть заканчивается, начинается собственно кино. И собственно Шлендорф, каким его знают и любят во всем мире. Предыдущие же полтора часа годны только для показа иностранцам. Хотя я бы посоветовал лучше посмотреть дорожный дневник известного британского актера Эвана Макрегора. Он рассказывает о Казахстане с теплотой, но без прикрас. Показывает все, что видел, и по крайней мере это выглядит искренне.

Фильм: “Улжан”.

Режиссер: Фолькер Шлендорф.

Автор сценария: Жан-Клод Каррьер.

Оператор: Том Ферманн.

В ролях: Филипп Торретон, Аянат Ксенбай, Дэвид Беннент.

Дмитрий МОСТОВОЙ