Армия России: непобедимая и легендарная? - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+8 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Армия России: непобедимая и легендарная?

Армия России: непобедимая и легендарная?

В последнее время для многих стало привычным появление в СМИ информации об участии различных родов войск России в военных учениях, носящих как федеральный, так и международный характер.

  • 18 Января 2008
  • 2879
Фото - Caravan.kz

Однако, если для россиян подобные сообщения не в новинку, то для стран дальнего зарубежья любая новость, исходящая от Министерства обороны России, становилась объектом пристального внимания и изучения.
Показательным и интересным во многих смыслах стал 2007 год.
Пополнение государственного бюджета за счет высоких цен на энергоносители в мире способствовали так называемому ренессансу вооруженных сил и военно-промышленного комплекса России.
Прошедший 2007 год в этом плане стал своеобразной «лакмусовой бумажкой», в очередной раз доказывающей, что армия в России со всеми своими проблемами не только существует, но и начинает все более активно заявлять о себе.
Напомним, что президент В.Путин определил два основных направления развития армии:
1. реформа вооруженных сил;
2. развитие военно-промышленного комплекса.

Вместе с тем в вышеуказанных сферах существуют проблемы, на протяжении длительного периода времени являющиеся краеугольным камнем в определении обороноспособности России.
Итак, Вооруженные силы. Основные проблемы условно можно тоже разделить на две составляющие.
Во-первых, по мнению М.Делягина и других российских экспертов, основная угроза исходит из-за отсутствия у руководства страны и министерства обороны военной доктрины, которая должна стать основой концепции национальной безопасности.
Вряд ли руководство министерства обороны сможет внятно ответить — кто является потенциальным противником России.
При этом российскими стратегами игнорируется основной постулат: если не известна цель, то ее невозможно поразить. Выбранная Москвой «война против всех» — это заведомо ошибочная позиция, которая больше напоминает стрельбу из пушки по воробьям, где масштабность стрельбы сопряжена с ее низкой эффективностью.
Всем известна полемика в мировых СМИ о том, на какую страну направлены ракеты США или КНР. Вряд ли можно упрекнуть данные ведущие страны мира в отсутствии доктрины. Но в Москве так не считают, поэтому руководство не знает — против кого нужно готовить отпор, а российские вооруженные силы не в состоянии определить точки наведения целей для Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) и не только.
Далее следует закономерный вопрос: на какое количество направлений (одно, два и более) вооруженные силы России могут одновременно проводить военные действия по сдерживанию наступления?
Конечно функционирование региональных военных округов, в принципе, показывает, что на всех возможных направлениях действия противника в России расположены воинские формирования, способные оказать сопротивление и воспрепятствовать в дальнейшем продвижению противника вглубь страны.
Вместе с тем действующая система разделения на округа и на рода войск не в полной мере соответствует веяниям времени и постоянно изменяющейся структуры, вооружения и военной техники (ВВТ) в армиях других стран мира.
Кроме того отсутствие четко проработанной программы действий при потенциально возможном вторжении на территорию России чревато появлением ряда проблем.
Так, не рассчитав свой военный потенциал, Москва может направить по одному направлению ударную группировку, обнажив на время другое свое направление. А это может спровоцировать другое наступление на ослабленный участок со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Вряд ли подобный сценарий развития событий не просчитывали в Москве, но как видно, его не принимают всерьез, считая, что в отношении России он является маловероятным.
Другой вопрос, который пока не поднимается в кулуарах власти, но имеет все шансы и право на озвучивание: кто на сегодня для России является союзником, готовым в «случае чего» помочь и не только морально?
Ясно, что подобный вопрос должен быть поставлен по отношению к:
странам, которые являются для России стратегическими союзниками (например, Казахстан);
к существующим региональным межгосударственным объединениям, членом которых является Россия (ОДКБ, ШОС).

Однако неясность позиций стран, с которыми Москва поддерживает тесные связи в военно-политической сфере, напрямую влияет на невозможность определения позиции самой России в отношении использования своих ресурсов и потенциальной возможности оказания военной помощи со стороны других государств-союзников.
Из первой проблемы вытекает и вторая — состояние военной техники и вооружения российской армии.
Здесь нужно отметить, что данная проблема российской армии также условно делится на две части:
боевое/техническое оснащение;
вопросы финансирования.

Так, становится очевидным, что при отсутствии качественно проработанной военной доктрины нельзя в полной мере определить — какие объемы и каких видов вооружения требуется поставить в армию для поддержания ее боеготовности на высоком уровне.
В результате мало кто может сказать, какие ресурсы (в том числе, финансовые) нужны российским вооруженным силам.
Ни для кого не секрет, что в российских вооруженных силах на протяжении более чем десяти лет проходит процесс старения парка вооружения. Также отмечается количественный рост вооружения и военной техники, требующей ремонта.
Известно, что доля современных образцов ВВТ составляет порядка 10-20 процентов. В то же время имеется более 40 тысяч образцов, которые не имеют перспектив для реального применения.
Фактически на вооружении армии России находятся морально устаревшие ВВТ, которые не позволят воинским подразделениям выполнять поставленные перед ними задачи в указанные сроки и с минимальными потерями, как среди личного состава, так и среди вооружения и военной техники.
Вопросы финансирования также вытекают из потребности армии в ВВТ, которые напрямую связаны с численным составом вооруженных сил.
Однако сейчас актуален вопрос не о размерах финансирования российской армии, а о целевом использовании получаемых финансовых средств. Например, при практически идентичной численности вооруженных сил России (1 140 тыс. чел.) и Индии (1 400 тыс. чел.), и фактически одинаковых оборонных бюджетах, Дели на протяжении нескольких последних лет активно занимается перевооружениям своей армии, используя новейшие российские образцы ВВТ.
Например, в 1996 году между Индией и Россией был подписан первый контракт стоимостью около 1,5 млрд. долл. на поставку в Индию 40 истребителей Су-30.
В 1998 году заключен дополнительный контракт на поставку еще 10 машин данной модели. В 2000 году возник еще один контракт — на право производства в Индии 140 истребителей Су-30МКИ общей стоимостью свыше 3 млрд. долл.
С учетом выполнения всех контрактов по самолетам «Су» на вооружении ВВС Индии будут находиться 190 многофункциональных истребителей Су-ЗОМКИ. В то же время СУ-30 на вооружении ВВС России можно пересчитать по пальцам.
Мало того, при практически одинаковом финансировании боеспособность российской армии на порядок ниже уровня индийских вооруженных сил. Вместе с тем не последнюю роль в процессе комплектования российской армии играет и военно-промышленный комплекс, в отношении которого также была разработана программа и принят комплекс мер…

Продолжение следует

Фото с сайта http://www.mk.ru