Арман Шураев: Последние 20 лет в Казахстане - это история Дикого Запада - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+5 °C
Алматы
2024 Год
28 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Арман Шураев: Последние 20 лет в Казахстане - это история Дикого Запада

Арман Шураев: Последние 20 лет в Казахстане - это история Дикого Запада

В студии Радиоточки в рамках рубрики "Есть мнение!" генеральный директор телеканала КТК Арман Шураев.

  • 3 Сентября 2014
  • 6652
Фото - Caravan.kz

Вы лично активно пропагандируете и продвигаете казахские национальные виды спорта, в частности проект  "Қазақстан барысы". Насколько это сегодня востребовано?

— Я могу сказать, что мои проекты больше связанны не с моей должностью на  телеканале "КТК", а  с моей общественной деятельностью.  Я считаю, что наша борьба қазақ күресі  — это один из моментов идентификации нашего народа, его позиционирования. Мы говорим о патриотизме, пытаемся искать национальную идею, которая сплачивала бы  всех казахстанцев. Нашу борьбу нельзя назвать национальной идеей, но я ее позиционирую как национальный проект  и нахожу поддержку, в том числе и от государственных структур. Слава богу, есть люди, которые нас серьезно поддерживают. И я считаю, что мы попали в точку, нашей борьбой занимаются не только казахи. Мне очень приятно, что в турнире  принимают участие и доходят до призовых мест русские ребята, и украинцы, и два грузина были. Участвовал Георгий Цурцумия – серебряный призер Олимпиады в Афинах. Боролись чеченцы. Эта борьба сплачивает казахстанский народ. И тут есть место и гимну, и флагу, и единению. Я считаю, что такие вещи мы должны поддерживать и пропагандировать.

Почему вы считаете, что сегодня казахам важно возвращение к своим традициям и историческим корням?

— Без прошлого нет будущего. Сейчас есть мнение, что у казахов не было ни государственности, ни Родины, ни флага! Что это было аморфное образование…но, у нас были традиции, и нам обязательно нужно помнить о том, что наши батыры появлялись не из ниоткуда. Они проливали кровь в сражениях  за нашу землю, а в перерывах между битвами были тренировки. И шли они в виде нашей борьбы. Тогда молодые ребята боролись, и казахские ханы победителю соревнований в качестве приза вручали слиток золота размером с копыто жеребца весом в 777 граммов. Назывался он —  тай тұяқ. И такое количество золота позволяло этому батыру кормить себя, свою семью и многочисленный род на протяжении многих лет. Уже тогда это был некий социальный лифт.

Вы говорите, что государство поддерживает проект "Қазақстан барысы", но рассказов об истории Казахстана на государственном уровне не так уж и много. Наверное, отсюда мнение о том, что у казахов не было государственности?

— Получилось так, что в один момент мы оказались частью большой империи – СССР, в которой стирались все национальные особенности и отличия. Делалось все, чтобы люди забыли свое прошлое и сконцентрировались на новых советских ценностях. И за 70 лет многое Советам удалось сделать в этом плане.

После заявления Путина в Казнете поднялась волна с призывом отпраздновать 550 лет казахского ханства. Но почему сейчас в Казахстане так мало пропаганды истории, мало фильмов об исторических персонах?

— Я не отвечаю за идеологию в стране, но, видимо были определенные недочеты. Есть, конечно, попытки, например фильм "Жаужүрек мың бала". Я уверен, что таких фильмов должно быть много. Правда до этого была "корявая" попытка с фильмом "Кочевники", в который вбухали 34 миллиона долларов – это как раз и был момент, когда люди, которые были призваны сделать что-то высокое, думали – как бы набить себе карманы.  А вовсе не о том, как с высоким КПД сделать так, чтобы мы могли знать свою историю и гордиться ей, а история эта очень богата.  У нас есть огромное количество личностей, о которых не то, что фильмов, сериалов и то не снято. Это и Каныш Сатпаев, благодаря которому в Казахстане открыта вся таблица Менделеева. Есть у нас в истории Шокан Валиханов, есть Кенесары, есть Аблай хан, перечислять можно до бесконечности. А я думаю, что таких "белых пятен" еще больше. И государство, выделяя деньги, должно не просто их тратить, но и формулировать задачи творцам. К сожалению, с формулированием этих задач — проблема. У меня такое ощущение, что только президенту нашей страны это надо. Когда он говорит о чем-то, заявляет – только тогда у нас начинаются какие-то движения. А профессионалы, которые должны этим заниматься, почему то давно упустили это из виду.

Недавний скандал с постером с Курмангазы и Пушкиным многим дал повод говорить о том, что в Казахстане произошел культурный раскол между казахоязычными и русскоязычными казахстанцами. Вы видите такой раскол или его нет?

— Я могу сказать как журналист, в любом большом издании или телеканале две редакции – казахская и русская, они существуют как две отдельные планеты. У меня на телеканале "КТК" много времени ушло, чтобы эти две планеты если не воссоединить, то хотя бы сделать так, чтобы они были на одной орбите, общались и понимали друг друга. Эта проблема была, есть и будет. Но я надеюсь, что она сама собой исчезнет в естественном процессе, когда вырастет поколение ребят, которые в этом году пошли в первый класс. И, к тому времени, эти два мира будут вместе. А так, разница в менталитете есть. Благодаря Советскому Союзу мы получили то, что в северных областях Казахстана, откуда мы с тобой родом,  мы выросли в русской среде, в европейской культурной среде, чего не скажешь о южных областях. И мы видим разницу в менталитете и в оценке разных событий. В этом и есть трагедия, потому что наше поколение росло на разных ценностях. И сейчас мы являемся трансляторами каких-то идей – и это противоборствующие идеи. Но лет через 10-15 появится поколение, которое растет на общих казахстанских ценностях. Общих, что на севере, что на юге Казахстана.

Однажды Ермек Турсунов сказал, что когда людям нечем гордиться сегодня, они обращаются в прошлое. Может это обращение к предкам оттого, что день сегодняшний ничего особого не дал?

— Я подписываюсь под каждым словом Ермека Турсунова, которого очень люблю и уважаю. Но, в то же время, если посмотреть его фильмы "Келін" или "Шал", то видим отсылы постоянные к прошлому. "Келін" — это история казахского тенгрианства. Все зависит от того, как преподносить наше прошлое.

А сегодня казахам есть чем гордиться?

— Конечно, я горжусь тем, что наш не такой уж и многочисленный народ смог удержать такую огромную территорию. Это говорит о том, что наши предки были батырами на самом деле! А если говорить о сегодняшнем дне,  последние 20 лет  в Казахстане – это, наверное, история Дикого Запада, который когда-то был в Америке. Когда люди убивали за слиток золота. Мы это переживаем, но это болезнь роста. У нас никогда не было олигархов. Наше дворянское сословие было до 1917 года, потом все это было Советами поставлено к стенке, разбито, расстреляно. Алашординцы все погибли за идею казахской независимости. Поэтому  возник такой вакуум, который сейчас заполняется разными людьми. Есть и новые казахи, которые кичатся своими бриллиантами, есть и образованные молодые люди. Но, я думаю все это надо просто пережить. Это эволюционный процесс , к сожалению, в этом процессе будут и потери. Были и лихие 90-е, в которые одни "хорошие" ребята перестреляли других "хороших" ребят. Я надеюсь , что будущее будет. Меня, конечно, не устраивают многие вещи, и я о них заявляю – в социальных сетях от своего имени. Остальные вещи, о которых стоит говорить и за которые стоит бороться, мы стараемся реализовать в информационной политике нашего канала. Наверное, поэтому часто говорят, что "КТК" является транслятором негатива.  У казахов есть такая поговорка: "Дос жылатып айтады, душпан кулдирип айтады" (Друг говорит правду, вызывая слезы, враг же говорит приятную ложь). И мы говорим о плохих вещах, не для того, чтобы заявить – вот какие мы смелые или оппозиционные. Не поэтому, а потому что мы хотим это исправить. Потому что нельзя скрывать болезнь. Она рано или поздно нарывами выйдет наружу.