Аптечный расклад - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Аптечный расклад

Аптечный расклад

Не успеешь нынче шагу ступить, как на вывеску "Дэрiхана" глазом наткнешься. Огромные, ошеломляющие ассортиментом залы и крохотули в два квадратных шага. С целым взводом бодрых крахмальных провизоров и с одиноко мерзнувшим в своем закутке не слишком грамотным и не слишком белым халатом, с очень разными ценами - они активно заполняют житейское пространство.

  • 8 Мая 2002
  • 1241
Фото - Caravan.kz

Если в советское время большой город спокойно обходился двумя десятками аптек, то сегодня только в Алматы их — около 1000. В южной столице зарегистрировано более 700 аптечных организаций, имеющих лицензию минздрава на занятие фармацевтической деятельностью, в том числе, с правом розничной торговли лекарственными средствами — 500.
Торгуют анальгином, димедролом и прочими потребными населению — в Год здоровья особенно — пилюльками и вовсе запросто: на улицах, на рынках. Эдакие лотки-передвижки
Продавец будет горячо уверять: «Только вчера с фирмы получено». А что дешево — так «без накруток работаем». Погнавшиеся за дешевизной граждане рискуют не только своим здоровьем, но, возможно, и жизнью. По мнению специалистов «базарное» лекарство может обернуться настоящим ядом. К этому приводят нарушения условий хранения, несоблюдение срока годности и, конечно, сомнительное происхождение. Врачи любой бригады «Скорой помощи» припомнят немало случаев, когда человек едва не отбросил коньков после приема некачественного препарата. Управления фармакологического контроля, призванные осуществлять от лица государства контроль за качеством лекарств, бессильны в борьбе с нелегальными торговцами. Обнаружив вопиющие нарушения правил хранения и реализации, они не могут даже конфисковать опасный «товар», не говоря уж о том, чтобы его уничтожить — не имеют на это права, отсутствует законодательная база. Нет ни в Уголовном кодексе, ни в Уголовно-процессуальном такой статьи, которая позволила бы наказать виновного, несущего, по сути, угрозу здоровью и жизни людей. Решить вопрос о привлечении к ответственности самодеятельного «провизора» может только суд. Но какой суд примет к производству столь туманное дело? Единственное, на что имеет право комитет фармации — обнаружив нарушения, отозвать лицензию (у тех, у кого она есть) и наложить штраф. Недавно в Алматы был таким образом закрыт оптовый склад фирмы «Рас и К», где Управлением фармконтроля обнаружено 87 наименований медпрепаратов не зарегистрированных в Казахстане.
Тем не менее контрабандные лекарства продолжают широкой рекой вливаться на рынок страны. Совсем недавно российскими пограничниками задержана крупная партия контрабандных медикаментов (4 тонны лекарств), предназначенные для нашей республики. По данным казахстанской Ассоциации импортеров фармацевтической продукции, в некоторых регионах из общего объема продающихся лекарств почти 90 процентов поступают на прилавок контрабандным путем. Бороться с цепочкой нелегального ввоза лекарств нелегко. Ясно, что даже арест конечной ее «точки» — продавца — процесс этот не остановит.
Нелегальный импорт процветает во многих сферах. Ясно, что сегодня государство не заинтересовано в борьбе с ним. Ведь необходимо разработать четкую стратегию, которая соблюдалась бы на всех уровнях — от таможни до аптеки. Необходимо объединить усилия разных ведомств — и правоохранительных органов, и медиков, и честных импортеров. Но пока все остается по-прежнему: нелегалы процветают, потребитель страдает.
Действительно, если от просмотра пиратской копии видеофильма еще никто не умирал, то при черном рынке лекарств иногда и впрямь может быть «достаточно одной таблэтки».
А как рядом с контрабандистами чувствуют себя те, кто предпочитает играть по-честному, те, кого государство по идее должно лелеять, холить и всячески оберегать? Далеко не все гладко у них в деле поставки качественных лекарственных препаратов для казахстанцев. Допустим, некая западная фирма решила продать нам свои чудесные новинки. Она должна вначале зарегистрировать их. За регистрацию каждого наименования взимается три тысячи долларов. И если во многих странах процесс длится месяц, от силы два, то в Казахстане — полгода и дольше. На взгляд тех, кто действительно хочет с нами сотрудничать, — это абсолютно ненормально. Еще одна проблема — таможня. Таможенники без разницы — водка ль прибыла из-за границы, сигареты или лекарства, которые, может быть, срочно нужны для спасения чьей-то жизни. Ритуал один для всех — тщательный поиск ошибок в деталях при оформлении документов и дальнейшая волокита. Каждый медикамент должен быть сертифицирован, и это, как говорится, правильно. Но именно длина и сложность цепочки порождают ее конечный результат — высокую цену препаратов. В принципе, это не выгодно ни поставщику, ни потребителю. Западный бизнесмен не может просчитать перспективу оборота (объем взяток и налогов растет с каждым днем), отечественная бабулька получает инфаркт у витрины с любимым валокордином.
Может быть, в таком случае для государства выгоднее стремиться к сокращению импорта и к привлечению инвестиций в развитие собственного производства? Ведь сегодня Казахстан в состоянии производить лишь около 5% объема лекарств, необходимого населению. Но, по расчетам специалистов, создание отечественной фармпромышленности невыгодно. Можно построить завод, который за неделю завалит народ желанными таблетками. А дальше что? Дальше нужно работать на импорт. При наличии на мировом рынке монстров с двухсотлетней репутацией все попытки представить дубль их продукции обречены на провал. Конкуренция требует качества и репутации. Будем откровенны — у собственного производства лекарственных препаратов Казахстана перспективы отсутствуют напрочь. Во-первых, нет изначальных средств на какие-либо попытки, хотя бумажная государственная программа развития фармацевтической промышленности в республике (от 1996 года) и существует. Во-вторых, нет смысла — конкуренции не выдержать. К тому же немало людей заинтересованы в как можно более долгом существовании систем госзакупок, не всегда логичных, но всегда выгодных лично. По мнению профессионалов, еще можно было бы подумать о налаживании производства трав, биодобавок — словом, того, чему щедро готова помочь наша природа. Синтез, которому посвящают годы исследований и труда многолюдные институты на Западе, нам недоступен.
Потребителю остается лишь, заглянув в кошелек, остановиться на пороге аптеки и прислушаться: может, само рассосется? Если же без лекарств не обойтись, то лучше посоветоваться с врачом, поскольку давно известно: дешевые лечат долго и хило, дорогие иногда не лечат вовсе. А государственное регулирование цен на лекарства в Казахстане просто-напросто отсутствует.