На минувшей неделе в Алматы началось нечто…Ассоциация производителей безалкогольных напитков (АПБН) провела пресс-конференцию, на которой было сказано о многом: «назрела необходимость введения новых стандартов», требуется повышение культуры пития в массах и следует усилить борьбу с нелегальными и недобросовестными производителями напитков.
Если отбросить все формальности, оберточную бумагу и бравурные ленточки, прошедшую пресс-конференцию можно смело назвать началом войны на рынке безалкогольных напитков.
Палочки, бациллы, вирусы, едва ли не спирохеты гнездятся в завлекательных бутылочках с прохладительными напитками произведенными… непонятно кем. А, коли так, то на нашем рынке не должно быть места для «теневиков», «леваков», и всякой мелюзги.
Приблизительно такую идейную начинку можно было узреть в выступлениях борцов за чистоту рядов производителей безалкогольного пития.
А кто это у нас в первых рядах этих самых борцов?! Что собственно это такое — АПБН? Как и следовало ожидать, в ассоциацию производителей безалкогольных напитков входят крупнейшие, как отечественные, так и забугорные фирмы. Так сказать обладатели торговых марок, которые у всех на слуху, а нравится их продукция, или нет — это личное дело каждого. Их — чертова дюжина. 13 фирм, начавших войну на рынке напитков исходя из принципа: «Кто не с нами, тот против нас».
Итак, война за потребителя. День первый. 21 мая 03 г. г.Алматы.
На этой самой, теперь уже исторической пресс-конференции АПБН — 13 (так мы называем ассоциацию производителей безалкогольных напитков), выступили рука об руку с представителями санэпиднадзора! О том, что таким образом государственные чиновники явно лоббируют интересы частного бизнеса никто не задумался. Это же так просто — супер-рекламный ход. Сюжеты о пресс-конференции были показаны на всех мало-мальски значимых каналах страны. И горделивое телешествие АПБН совместно со спецами СЭС, прочно закрепило в сознании рядового потребителя неумолимый образ: раз фирма состоит в АПБН, стало быть СЭС к ней претензий не имеет.
Господа! Позвольте шкурный вопросик?! Почем нынче рекламные выступления спецов санэпиднадзора? Или они абсолютно бесплатно рекламировали брэнды безалкогольных напитков? Все-таки бесплатно? Понятно. А, то мы уж грешным делом подумали…
Кое-какие полезные вещи, помимо промо и рекламы, на пресс-конференции все-таки прозвучали. Например, были озвучены некоторые данные республиканской СЭС: «…в Казахстане производится порядка 5% нестандартной продукции в сфере безалкогольных напитков».
Естественно, что эти 5 процентов были разложены на составляющие. То есть на пресс-конференции стразу сказали — кто виноват, и как с этим бороться. Виноваты, естественно, теневые и недобросовестные производители безалкогольных напитков. Это они (оставшиеся вне АПБН — 13) производят некачественные напитки.
Президент АПБН Сабиржан Бельгибаев заявил: «… мне удалось поймать… вместе с налоговой полицией (!?) всего один поддельный цех». Хорошо еще, что господин Бельгибаев вовремя поправился, а то могло бы возникнуть впечатление, что в Казахстане царствуют времена «сухого закона», а представители «АПБН — 13» выступают в роли молодчиков Аль Капоне, то есть выслеживают и уничтожают склады с чужими напитками, или «наводят» на конкурентов полицию.
Представитель СЭС Балжан Апсемекова, в унисон с АПБН-щиками, поведала миру о нелегкой доле СЭС по борьбе с контрафактом и недоброкачественным напитком: «В 2002 году было забраковано 13 187 килограммов (мы измеряем в килограммах), из них казахстанская продукция 12,434. 782 завезено из России и Кыргызстана».
А между строк можно прочесть: «не только в родных пенатах действуют конкуренты «АПБН-13″. Проделки иностранцев также плохо влияют на уровень продаж легальных казахстанских производителей безалкогольных напитков».
А что собственно такое — качественный безалкогольный напиток? На взгляд обычного человека — безвредный (как минимум) и вкусный (желательно). Вода из-под крана имеется в изобилии в большинстве регионов Казахстана, и, если верить госстандарту, той же самой СЭС и различным водоканалам — вода эта вполне качественная, то есть безвредная. Оборудование по розливу безалкогольных напитков, неплохое и недорогое, стоит от 8 до 15 тысяч долларов. ГОСТы различных колокольчиков, тархунов и дюшесов неизменны со времен царя Гороха. Таким образом, фактически любой желающий, имеющий определенную сумму денег для старта своего малого бизнеса имеет потенциальную возможность зарабатывать на нашей с вами жажде.
Эта лазейка для конкурентов не осталась вне поля зрения «АПБН-13». На пресс-конференции было заявлено, что сегодня в Казахстане разрабатываются новые стандарты качества в производстве безалкогольных напитков. Якобы «большая часть межгосударственных стандартов на питьевую воду, включая минеральную, соки и сокосодержащие напитки устарела и требует гармонизации с международными нормами в свете вступления республики в ВТО».
Представители АПБН честно заявили, что «Повышение уровня данного стандарта (по бутилированной воде) приведет к уменьшению компаний, которые разливают воду низкого качества».
В рекламных текстах большинства крупных производителей нехмельного пития часто упоминаются многоступенчатые системы очистки обычной воды: серебрение, облучение, дополнительная фильтрация. Таким образом, добывается обычный дистиллят, то есть вода без солей и микроорганизмов. Это и есть пресловутая вода высокого качества на основе которой, и производятся напитки, как участников АПБН, так и большинства прочих.
Естественно, что в нашей стране существуют подпольные цеха по производству напитков, которые допускают нарушения в технологических цепочках, работают в антисанитарных условиях и демпингуют рынок.
Таковым, с позволения сказать производителям, место скорее не на рынке, а за решеткой. Но, несмотря на время от времени накрываемые мини-заводики, таких теневиков меньше не становится. И, не нужно иметь талант оракула, чтобы сказать — прямо сейчас они множатся, как грибы. На дворе сезон массового потребления прохладительного пития. Спрос налицо, дело за предложением.
Но, в Казахстане существуют сотни компаний, не принимающих участия в клике 13-ти. Они спокойно работают, соблюдают ГОСТы, ОСТы, и прочие стандарты, обеспечивая нас с вами недорогим и относительно качественным питием. Например, бутылочка-чебурашка с «Колокольчиком» в розницу стоит 30-35 тенге. При цене бутылки в 5 тенге выходит, что литр привычного, проверенного поколениями напитка, стоит «полтинник», а 2 литра соответственно «стольник».
Давайте сравним полученные цены с расценками некоторых участников «АПБН-13». Вот любой брендовый напиток. Розничная цена литровой бутыли составляет 75-80 тенге. На 25-30 тенге дороже аналогичного объема небрендового «Колокольчика». Вода, в принципе берется одинаковая, и один литр, даже суперочищенный, обходится в малозначимую сумму. Пусть это будет один тенге. Ну, хорошо… пусть будет пять тенге. Еще пять тенге сбросим на тару. Плюс там еще работа, электричество, аренда земли для фабрики… Ну… еще 5 тенге. Итого 15 тенге составляют затраты на литр напитка. Это такой максимум, какой только возможен. Теперь остается тот самый секрет, из-за которого бренд, и есть бренд, то есть некая оригинальная рецептура, или там добавки, или еще чего там (так и хочется сказать сода плюс концентрат равно фирменный лимонад). Отнимаем от 75 тенге розничной цены 10 — навар продавца, остается 65. 65 оставшихся, минус 15 затратных тенге выходит полновесный полтинник. За что?!!! За эту саму рецептуру, или имя — брэнд? Но господа! Если человек просто пить хочет, ему наплевать (извините) на бренд, или не бренд. Он просто хочет утолить свою жажду. А с него сразу полтинник!
Присмотритесь к полкам магазинов. Политика ценообразования «за бренд платим больше», присуща немногим компаниям. Их едва десяток наберется. А вот насчет вкусности, полезности, безвредности и прочих качествах этих самых брендов можно поспорить. И, невооруженным взглядом видно, что все они — члены «АПБН-13».
Кстати, я так ни разу не назвал названия фирм-участниц этого самого союза 13-ти. Думаю, оно и ни к чему. Всякий поймет о ком идет речь.