Ап! И тигры у ног моих сели... - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+11 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ап! И тигры у ног моих сели...

Ап! И тигры у ног моих сели...

В Алматинском цирке в одной программе выступают животные всех мастей. Это большая редкость. Тигры и обычные домашние кошки, собаки, лошади, обезьяны, медведи, змеи и даже кайман показали все, на что они способны. Циркачи, в свою очередь, раскрыли нам секреты дрессуры своих подопечных.

  • 11 Января 2008
  • 2976
Фото - Caravan.kz

Дисциплина и никакого допинга!

…Пятнадцать минут до начала представления. Цирковой манеж представляет собой огромную клетку. За кулисами своего выхода ждут тигры. На арене появляется дрессировщик Рустам Матчанов со своим полосатым другом. Тигр покорно укладывается на манеже. Фотографы предлагают желающим запечатлеть себя с хищником на память. Сегодня это модная цирковая фишка. Зрители выстраиваются в очередь. Смельчаков запускают в клетку по одному.

– Подходите, не бойтесь, тигр уже позавтракал, – пошутил кто-то из фотографов.

– Наверное, тигра накачали снотворными препаратами, – услышала я за спиной мнение взрослых, которые внимательно следили за развернувшимся на сцене действом.

Решаю, что лучше об этом спросить самого дрессировщика. Тигры действительно были сытыми, а еще они с детства привыкли к обществу человека.

– Если тигра кормить успокоительными препаратами, как думают некоторые зрители, он не сможет работать на сцене, – объяснил Рустам. – Ведь ему нужно прыгать, вставать на задние лапы, выполнять другие трюки. Это все равно что пытаться заставить пьяного человека пройти по канату… Вообще, в цирке не принято давать животным препараты, которые сделают их покорными и тихими. Только хорошая дрессура помогает найти общий язык с хищниками.

Рустам работает с тиграми 25 лет. Он прошел стажировку в московском цирке у воспитанника знаменитой в бывшем Союзе дрессировщицы Ирины Бугримовой. Дрессирует уже второе поколение тигров. Первое, достойно отработав на сцене свой срок, почивает на лаврах в зоопарках страны.

Одних тигров дрессировщик взял крошечными котятами, другим было несколько месяцев. Рустам Матчанов вспоминает, что кто только не вскармливал маленьких тигрят своим молоком! Козы, свиньи, собаки… Тигры выросли среди людей, и теперь они неразлучны со своим дрессировщиком. В теплое время года артиста и его питомцев можно увидеть на прогулке возле здания цирка. Чтобы хищники не распугали прохожих, дрессировщик водит их в ошейнике на поводке.

Хищники любят улыбаться… гаишникам

Впрочем, за свирепой внешностью скрывается кошачья натура, любящая ласку, поглаживание за ушами и под шеей.

– Тигры, как люди: у них также бывает плохое настроение, они болеют, устают от длительной дороги, – рассказывает дрессировщик. – Они могут позировать, особенно когда их разглядывают незнакомцы. Во время путешествия наш цирковой фургон с тиграми часто останавливают сотрудники дорожной полиции. Когда узнают, какой “груз” мы везем, спрашивают, можно ли посмотреть на живых хищников? Я показываю зверей. Бывает, что тигры начинают улыбаться – оскаливают зубы. “Улыбочка” нравится не всем…

Самая спокойная и трудолюбивая в хищном семействе – тигрица Лола. Она солирует во всех представлениях. Зритель увидел ее на манеже прыгающей через огненное кольцо, верхом на колесе и под куполом на качелях. Коллеги Лолы – особи мужского пола, более ленивые и медлительные. Но дрессировщика слушаются беспрекословно.

Впрочем, со своими питомцами Рустам не раз хлебнул горя. Однажды во время репетиции тигр так прихватил его ногу зубами, что артист отменил представления на месяц. Оказалось, “киска” испугалась света от прожектора.

– Мне еще повезло, что тигр не пустил в ход когти, – улыбается дрессировщик. – А ведь все могло быть гораздо хуже!

Коварней Мишки зверя нет

Еще Рустам работает с медведями и обезьянами. “Хищники – мое призвание”, – считает артист.

Его ученики – бурые медведи Манюнь и Тома – на сцене 13 лет. Мишки отплясывают ламбаду, кувыркаются, строят рожицы зрителям, отвешивают поклоны…

– Работать с медведями непросто, – признает артист. – Чтобы научить медведя Манюня кувыркаться и танцевать, ушли годы…

– Медведи опасней тигров, так как они непредсказуемые звери, – утверждает дрессировщик. – Медведь может сидеть спокойно, а потом неожиданно броситься на человека. Еще медведи очень обидчивые. Зато обожают, когда их хвалят, с радостью принимают комплименты и разнообразные лакомства.

Обезьяны порой тоже преподносят неприятные сюрпризы. До трех лет они, как дети, – игривые, забавные, ласковые. А после становятся хищниками. Кусаются, царапаются, случается, отказываются работать. Но наказывать животных нельзя! Их можно привязать к себе только лаской.

Вывести кошку на манеж – уже подвиг

Супруги Мурат и Елизавета Джумагалиевы на сцене больше 35 лет. Они тоже работают с кошками, только теми, что меньше тигров в десятки раз. Кошачье семейство Джумагалиевых насчитывает 11 четвероногих артистов. Все животные беспородные, но их потомство пользуется большим спросом. Так, во время длительных гастролей по городам Швейцарии артисты подарили своим поклонникам более двадцати котят!

Супруги утверждают: работать с кошками сложно, так как они весьма своенравны и с трудом поддаются дрессуре. К тому же кошки очень пугливы. Вывести кошку на манеж, к зрителям, чтобы она не испугалась света, музыки и аплодисментов, – уже подвиг. Кошки выполняют разные трюки – бегают по канату, кувыркаются, прыгают через обруч. Самым сложным номером считается прыжок в горящее кольцо.

– В дрессуре кошек метод кнута не проходит, – рассказывает Мурат Джумагалиев. – Мы стараемся найти к ним подход через поощрение, интонацию. Одни кошки трудолюбивые, другие – ленивые. Поэтому у каждого артиста есть свой пушистый дублер.

Сбежать питону ничего не стоит

У воздушных гимнастов Юлии и Сергея Добровольских необычное хобби: они любят змей.

– Почему-то у людей сложилось мнение, что змеи скользкие и неприятные на ощупь, – рассказывает Юля. – На самом деле у них температура тела 27 градусов, чуть ниже, чем у человека. Со змеями мы работаем два года. Все началось с покупки маленького питончика. Потом я стала серьезно изучать породы змей, их характер. Теперь муж боится меня отпускать в Алматинский зоопарк. В секции змей у меня работает подруга, и я редко возвращаюсь с пустыми руками.

Самая большая змея в коллекции супругов весит 20 кг. Питона зовут Афродитой. Супруги купили змею в зоомагазине, где от нее мечтали избавиться, однако желающих приобрести огромного питона не находилось…

– За время жизни в зоомагазине он несколько раз сбегал и съел всех попугаев, покусал за руки продавцов, которые возвращали его в террариум, – продолжает Юля. – Змею мы купили дикой, но Афродита быстро адаптировалась и привыкла к нам. Змеи не поддаются дрессуре, но хорошо знают запах хозяина. Все наши змеи ручные. Я не боюсь носить Афродиту на шее, хотя такой большой змее ничего не стоит меня придушить, так как это свойственно всем питонам. Недавно в цирке Красноярска произошел несчастный случай. Сбежавший из террариума питон задушил спящую сотрудницу цирка…

Юля сама ухаживает и лечит змей. Супруги гордятся своей новой покупкой – кайманом. Его купили на выставке рептилий в Астане. И хотя на арене кайман не делает ровным счетом ничего, а лишь сидит на руках у дрессировщика, супруги называют его “очень талантливым”. Вот такая необычная любовь!

Елена КОЭМЕЦ, Тахир САСЫКОВ (фото)