Анвар Сайденов: Надо поддержать реальный сектор - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
+2 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Анвар Сайденов: Надо поддержать реальный сектор

Анвар Сайденов: Надо поддержать реальный сектор

Казахстан стал в регионе рекордсменом по темпам инфляции. В декабре–январе наши доходы обесценивались в полтора раза быстрее, чем у жителей соседней России, и вдвое быстрее, чем в Китае.

  • 15 Февраля 2008
  • 1290
Фото - Caravan.kz

Если свои ошибки не учат, может быть, пора присмотреться к чужим успехам?

На вопросы нашего корреспондента отвечает председатель Национального банка РК Анвар Сайденов.

– Несмотря на рекордную инфляцию, правительство пока не считает возможным поднять зарплаты бюджетникам. Это один из способов борьбы с ростом цен?

– Я не против того, чтобы индексировать зарплаты, вопрос в том – в каких пределах это индексирование будет проводиться, как будет считаться инфляция, в Трудовом кодексе это четко не прописано. Но думаю, что определенные суммы на это правительство уже закладывает и скоро бюджет будет корректироваться.

– Китай последние десять лет развивается быстрее всех в мире. При этом цены там растут очень медленно, а кредиты местные банки выдают под 6–7 процентов годовых. Вы не предполагаете использовать этот полезный опыт?

– В Китае банковский сектор гораздо сильнее регулируется государством. У нас просто нет таких возможностей. У них в банковском секторе доминируют госбанки, да и многие из компаний, которые выходят на международные рынки, являются государственными. Мы изучаем этот опыт, но воспроизвести его в Казахстане сложно.

– Но и у нас государство кредитует “корпоративных лидеров”, средние компании и малый бизнес через различные фонды, а население – через Жилстройсбербанк…

– Сейчас участие государства возрастает, исходя из ситуации. Но в целом, я считаю, коммерческие банки должны брать на себя основную роль в кредитовании реального сектора. Потому что использование государственных ресурсов, конкуренция с банками – это, наверное, стратегически не слишком правильное направление. Другой вопрос, что сейчас мы сталкиваемся с конкретной ситуацией, ее надо рассматривать в краткосрочной перспективе – этот год, следующий. Надо поддержать реальный сектор экономики, в том числе те отрасли, которые в долгосрочной перспективе являются не принципиальными, но с точки зрения социальной – очень важны: средний бизнес, торговля, строительство…

– В США и Европе центральные банки в условиях сегодняшнего кризиса даже специально снижают и без того низкую процентную ставку по кредитам. В Казахстане же Нацбанк свою ставку рефинансирования (ставка, по которой он одалживает деньги коммерческим банкам) повышает. Вы не считаете, что большинство компаний просто не сможет брать кредиты по таким ценам, особенно на долгосрочные проекты?

– Наша ставка рефинансирования не оказывает решающего влияния на кредитный рынок. Процентная ставка – не самый важный фактор регулирования экономической политики. Наши коммерческие банки всегда неохотно кредитовали долгосрочные проекты.

– Если процентные ставки по кредитам банков не будут расти, это снизит темпы роста цен?

– Вы же знаете психологию продавцов – они готовы повышать цены, ссылаясь на что угодно, в том числе и на кредитные ставки. А вот снижать их, даже если ставки будут понижаться, они вряд ли будут.

– В прошлом году одна крупная зарубежная инвестиционная компания прогнозировала, что к концу этого года наша валюта может опуститься до уровня 130 тенге за доллар. В качестве причин назывались большой внешний долг и рост импорта, который не в состоянии заместить местные производители.

– Эти причины действительно существуют, и в целом оценены правильно. Но когда называются конкретные значения курса, это уже больше похоже на гадание на кофейной гуще.