Но как можно охарактеризовать эту тенденцию на сегодняшний день? Медиа-портал Caravan.kz публикует мнение экспертов.
«Из истории надо брать лишь то, что помогает идти вперед» – Мурат Телибеков, эксперт и общественный деятель:
«Перед нами поразительный феномен трансформации человеческого сознания. Все больше прихожу к выводу о неограниченных возможностях современных информационных технологий. Они позволяют манипулировать сознанием огромных масс в довольно широком диапазоне. Кто бы мог себе представить 50 лет назад, что в скором времени начнут сносить памятники Ленину?! А ведь это был самый незыблемый идеологический колосс, который, казалось бы, будет стоять тысячелетия.
На мой взгляд, пик антисоветской риторики пришелся на конец 1990-х годов. Именно тогда необходимо было стереть из сознания людей принципы социальной справедливости и внедрить новые ценности. Советская идеология никак не вписывалась в новые реалии. Романтические лозунги всеобщего равенства и братства вызывали протестные настроения. По этой причине на территории постсоветского пространства непомерно раздувалась тема голодомора, сталинских репрессий, дискриминации национальных языков. Это не были стихийные явления, процесс был управляем. Чтобы лучше понять его, необходимо рассматривать происходящее в геополитическом контексте. Грозный оппонент в лице Советского Союза потерпел сокрушительное поражение, и нужно было сделать все возможное, чтобы это гигант вновь не оправился и не встал на ноги. В Казахстане должны переосмыслить советское прошлое – историк
Не думаю, что российско-украинская война вызвала всплеск антисоветских настроений. Не надо забывать о том, что выросло целое поколение людей, которое никогда не видело советского периода. Эта война вызвала цепную реакцию в части антироссийских настроений. Все вдруг мгновенно вспомнили былые обиды, усилились центробежные настроения, причем не только внутри России. Надо признать, что по сей день влияние России на постсоветские государства, включая Казахстан, весьма значительно. Здесь не только экономические связи, но и политические.
Если говорить о негативной стороне советских отголосков в казахстанском социуме, то я бы отметил неспособность к критическому мышлению, страх, покорность, лицемерие. Вчера человек был ярым коммунистом, сегодня он – ярый антикоммунист; вчера был истовым интернационалистом, сегодня – оголтелый националист. И причина далеко не в том, что советская идеология сознательно воспитывала людей в этом духе.
Если говорить о позитивных качествах, то нужно отметить чувство сострадания и стремление к справедливости, которые на протяжении десятилетий воспитывались советской идеологией. Репутация обладала большой ценностью, поэтому ей дорожили
Аргумент о том, что огромное количество больниц, школ и университетов, заводов и предприятий, которые работают в нашей стране до сих пор, было построено в советский период и советской властью, ставит всех антисоветчиков в тупик. Я далек от мысли идеализировать эту страну. Но в ней, как и в любой другой политической системе, можно найти не только отрицательные, но и позитивные стороны. Есть масса аналогичных примеров в других странах. Саддам Хусейн был жестоким диктатором, но в тоже время он создал в Ираке одну из лучших система образования на Ближнем Востоке. Система социальной защиты в Ливии вызывала восхищение всего арабского мира, несмотря на то, что ее создал диктатор Муаммар Каддафи.
В советском Казахстане была великолепная система образования, медицинского обслуживания, надежная пенсионная система… Много чего можно перечислить. От всего этого не осталось и следа. Я думаю, что существовала негласная политика очернения советского периода в Казахстане, и мы обречены находится в этой двойственной идеологической системе до тех пор, пока избегаем отвечать на наболевшие вопросы. Ленин, Сталин, Хрущев: кого из них любили казахи
Вся беда в том, что нет последовательности во внутренней политике. Мы безжалостно разрушаем наше прошлое, не задумываясь о том, что тем самым воспитываем молодежь в духе цинизма и презрения к предыдущему поколению, своей истории, традициям. Глядя на нынешних оголтелых критиков советского прошлого, мне хочется спросить: «Ваши родители жили в советском прошлом, они строили эту страну, верно служили, любили ее. Неужели они тоже стали предметом вашей ненависти и отвращения?!». Эти идеологические шараханья привели к тому, что в головах молодежи полный хаос, разброд. Именно это стало одной из причин роста религиозных настроений. Человек – социальное существо, он не может жить вне морали и нравственности. Эти компоненты являются основными в любой идеологии. Сегодня люди инстинктивно пытаются восстановить эти ориентиры. В этом насущная потребность человеческой натуры. Без нее жизнь теряет смысл. Наверное, в этом одна причин роста суицида в стране. Человеку мало иметь хлеб на столе и крышу над головой. Ему нужен смысл жизни. В этом наше отличие от животного мира. Общество не может существовать, руководствуясь только лишь примитивными инстинктами. Нужна идеология. Пока ее нет. Чтобы создать ее необходимо отказаться от философии оголтелой наживы и обогащения, которая культивируется в обществе. Само слово «идеология» предполагает нечто духовное, романтичное, отвлеченное от прагматизма и меркантильности. Мы пытались консолидировать общества на основе нашей национальной идентичности. Это хорошо. Возрождение языка, культуры и традиций казахского народа – позитивный процесс. Но этого явно недостаточно. У нас слишком многонациональная страна. Слишком многообразна ее культура. Над нами все время витает страх перед некой «пятой колонной», внутренними врагами.
И еще очень важный момент. Мы сегодня много говорим о голодоморе в Казахстане, сталинских репрессиях, наивно полагая, что это является панацеей от будущих преступлений. Поверьте мне, никто и никогда не извлекал уроков из истории. Нигде в мире нет столько антивоенных памятников как в России и Украине. И что из этого? Сегодня самая кровопролитная война происходит именно на этих землях. Никакая память не мешает украинцам и русским безжалостно убивать друг друга. К чему я это говорю? Есть такое понятие как «исторический процесс». Было бы абсурдным сегодня оплакивать жертв нашествия джунгаров или завоевательных походов Чингисхана. Необходимо оказаться от спекуляций трагическими событиями прошлого. Они лишь вносят раскол между народами и разжигают внутреннюю вражду. Из истории надо брать лишь то, что помогает идти вперед».
«В казахстанских аулах ни один житель не скажет об СССР плохо» – Бахытжан Копбаев, общественный деятель и историк:
«За 30 лет Независимости в нашей стране действительно имело мест быть оболгание достижений советского периода и это плотно засело в умы людей. Буквально накануне я вел спор по этой теме – вроде бы люди адекватные, я их знал, и вдруг ни с того, ни с сего в истерике они начинают бросаться и обвинять тех или иных личностей советского периода в тех проблемах, что существуют сегодня. А почему бы не пойти к нашим чиновникам и не указать им на эти проблемы? Они ведь существуют здесь и сейчас. В ответ – тишина. Я считаю, это удел слабых людей, у которых отсутствует способность анализировать и критически мыслить. Для меня говорить о советском союзе плохо – это говорить плохо о своих родителей, которые любили эту страну, которые боролись за нее.
Да, война в Украине усилила антисовесткую риторику. Но хочу заметить и такой момент: я много езжу по стране, бываю в разных регионах, районах и селах. И везде, где есть социальная несправедливость, о советской власти никто не говорит плохо. Был на днях в одном из аулов – все практически без исключений с любовью отзываются о советском прошлом. Даже молодежь, которая ни дня не видела Союза. И такое прослеживается во многих регионах – огромная часть казахстанцев скучают по СССР, по человечности и духовности, которые были там.
Страх перед Россией, которая вторглась на территорию Украины, есть и в Казахстане. И то, что в РФ прикрываются историей СССР, лишь усиливает «антисоветчину». На самом деле, все имперские амбиции России, о которых сегодня ведут речь, на мой взгляд, не имеют ничего общество с советскими взглядами, с советским прошлым.
Самое главное проявление советских отголосков в нашем социуме – это то, когда граждане просят от чиновников социальной защиты. Многие наши управленцы, которые обучались по международным системам, удивляются, почему власть при капиталистическом подходе должна помогать своим гражданам? Если же система меняется в одночасье и перестраивается на капиталистические лады – тогда народ попросит отдать ему его права. А если же вы строите госуправление по такой модели, то будьте добры – заботьтесь о своем населении.
30 лет суверенитета показали, что мы, казахстанцы – социально ориентированное население. Мы привыкли, что власть о нас заботится. Но происходит так, что чиновники зачастую не могут понять свой народ, а народ – чиновников. Потому что они живут в разных плоскостях.
По поводу черных и белых страниц в истории – они есть у всех государств и народов. Давайте возьмем черные пятна в СССР: а разве другие страны в это время жили в благоденствии? Было рабство, расовая дискриминация, людей сжигали – ужасающий тренд на жестокость был во всем мире. Да и сейчас, на примере России и Украины: советского союза давно нет, а люди убивают друг друга сотнями тысяч. Поэтому я бы оставил оценку черных и белых пятен истории для компетентных людей, историков, ученых и исследователей. Почему СССР никогда не был второй экономикой мира — казпресса
Лично мое мнение таково, что советский период все-таки был светлым, справедливым и хорошим в рамках развития человечества. Именно благодаря советской системе социальной защиты были выстроены многие справедливые отношения. Вчера кто-то мне сказал, что в советское время притесняли национальные меньшинства. Да, националисты были, но их было ничтожно мало. И если где-то и была дискриминация, то она сразу пресекалась. Сейчас, благодаря Голливуду и таким картинам, как «Зеленая книга» и «Скрытые фигуры», мы увидели во всей красе, каким было притеснение темнокожих, даже очень грамотных и умных – в Америке это было сплошь и рядом, и относительно недавно. В Советском союзе такого не было. Кто может сказать, что у нас были рестораны только для славян, куда азиатам или кавказцам вход был воспрещен?
Мы должны ценить самое лучшее, что делали наши отцы. И я не верю, что мой отец и моя мама были идиотами, которые жили в идиотской стране. Я сам жил в прекрасном государстве, которое заботилось о своих людях. Я видел в глазах своих родителей, в глазах своих бабушек и дедушек любовь, счастье, романтику, уверенность в будущем и веру справедливость».