Причем, по свидетельству участников заседания, оно менее всего походило на благостное заслушивание рапортов о достижениях, а, напротив, — отличалось острой критикой и выявлением многочисленных недостатков в работе.
Тон задал аким Алматы Ахметжан Есимов. Его особенно возмутили такие явления, сопровождающие реализацию «дорожной карты», как зарплаты в конвертах, недоимки по налогам, поставка продуктов бюджетным организациям по завышенным ценам.
Например, для приобретения продуктов питания для бюджетных организаций Алматы предусмотрено около 2,3 млрд. тенге бюджетных средств. Но чиновники, очевидно, считают, что государственные деньги считать и экономить не нужно. Анализ приобретения продуктов питания администраторами бюджетных программ показал, что очень часто на одну и ту же продукцию заключаются договоры по разным ценам даже при условии, когда поставщиком выступает одна и та же компания. Например, говядина первой категории в учреждения образования поставляется по цене 760 тенге, а здравоохранения — по 615 тенге. На отдельные виды продуктов питания «маржа» фирм-поставщиков достигает 220 процентов, что, по мнению акима, сопоставимо только с ценами в дорогих супермаркетах. В условиях дефицита бюджетных средств этот факт является ярким примером неэффективной работы и разбазаривания бюджетных средств. Если не сказать большее, со значением добавил аким.
В целом же развитие города идет поступательно, по плану. В 2009 году реально располагаемый бюджет города Алматы, по сравнению с прошлым, вырос на 8 млрд. тенге и составил 223 млрд. тенге. Объем республиканских трансфертов в текущем году вырос на 19 млрд. тенге, их общая сумма превысила 110 млрд. тенге.
В настоящее время акиматом города Алматы реализуются две основные программы: План по стабилизации социально-экономического развития города (Антикризисная программа) на сумму 103 млрд. тенге и Стратегия обеспечения занятости (Дорожная карта) на сумму 24,5 млрд. тенге, которые направлены на решение проблем строительного комплекса, дольщиков, малого и среднего бизнеса, поддержку занятости.
За первую половину этого года решены проблемы 1190 дольщиков. Во втором полугодии будут решены проблемы еще 3558. По состоянию на 1 июля 2009 года введено в строй 337 ипотечных квартир по государственной программе, 200 квартир муниципального жилого фонда и 169 квартир для участников Программы «100 школ и 100 больниц».
На реализацию стратегии региональной занятости и переподготовки кадров с учетом местного софинансирования, городу выделено 24,5 млрд. тенге. В рамках Антикризисной программы и Дорожной карты в экономике города создано 33 тыс. рабочих мест. Планируется создание более 30,6 тыс. дополнительных рабочих мест, из них 20 тыс. за счет ремонтных работ по инвестпроектам и более 10 тыс. социальных рабочих мест, включая программу молодежной практики.
В результате городской Антикризисной программы в Алматы обеспечено работой 13 тыс. человек; продолжено строительство объектов Азиады, метро, Восточной объездной дороги; завершено строительство двух развязок; а также обеспечено комплексное развитие объектов энергетики, социальной сферы и благоустройства города.
Вследствие кризисных явлений снижение объемов промышленного производства в городе Алматы составило 20%, строительных работ — на 41%, инвестиций в основной капитал — 43%. Вместе с тем, как сказала начальник Управления экономики и бюджетного планирования Лариса Васильева, реализация комплекса антикризисных мер позволила избежать тяжелых проявлений кризиса и по ряду направлений стабилизировать ситуацию.
С начала года в мегаполисе введено 450 тыс. кв. метров жилья — 122,4% к соответствующему периоду прошлого года. Инвестиции в июне, относительно мая 2009 года, увеличились на 71,6 %.
На фоне уменьшения розничного товарооборота на 10,6% (393 млрд. тенге), в мегаполисе выросла оптовая торговля — на 37% (1 трлн. тенге). Малый и средний бизнес показал увеличение на 4,8 % от количества зарегистрированных юридических лиц, что свидетельствует о росте деловой активности. За шесть месяцев банками второго уровня выдано кредитов малому и среднему бизнесу в объеме 310 млрд. тенге, что на 2,3 % больше уровня аналогичного периода прошлого года. Индекс потребительских цен сложился на уровне 104,6% — на 2% меньше аналогичного периода прошлого года. Среднедушевые номинальные денежные доходы населения Алматы составили 60 444 тенге с увеличением на 1,5 %, номинальная заработная плата увеличилась на 5,5 % и составила 90 038 тенге. Это самые высокие показатели по стране.
На развитие жилищно-коммунального хозяйства в этом году направляется порядка 14 млрд. тенге. В данной сфере занято порядка 40 тыс. человек — 10% занятого населения. По итогам полугодия в рамках антикризисных мер в развитие ЖКХ инвестировано 5,9 млрд. тенге, создано 8935 новых рабочих мест — 27% от общего количества созданных мест по городу. Продолжается работа по оптимизации тарифной политики в сфере предоставления коммунальных услуг. Так, например, в результате введения дифференцированных тарифов предприятиями Холдинга «Алматы Су» достигнута экономия ресурсов воды на 10%. Предприятие полностью переходит на самофинансирование.
В консолидированный бюджет города поступило налогов и платежей на 287 млрд. тенге, прогноз перевыполнен на 6%. Однако и по этому вопросу была высказана острейшая критика со стороны акима. «Почему налоговые поступления значительно отстают от заданий антикризисной программы? Почему размер налоговой нагрузки составляет лишь два процента от выделенных средств? И к тому же наибольшее отставание наблюдается в самых больших бюджетных затратных центрах — управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог, а также управлении строительства.» Все эти неприятные вопросы аким задал своим подчиненным, которые убито молчали…
Приводились факты, когда компании-поставщики занижают уровень налоговых выплат с объемов работ и зарплаты, в качестве примеров привели ТОО «Строительная компания «Дулат», «ЖК «Ернур» и «СК-Техностандарт», у которых по отдельным видам налогов — нулевые показатели! Завышенные, либо фиктивные объемы работ, зарплаты в конвертах, организация лжепредприятий — это все сопровождает госзакупки.
Аким города обратил внимание участников совещания на то, что кризис выявил проблемные места в работе ряда администраторов.
«Несмотря на неоднократные указания администраторам программ, акимам районов, отдельные предприятия, выигравшие тендер на большие суммы, остаются зарегистрированными за пределами города. Этого быть не должно», — подчеркнул аким города.
Глава города поручил всем администраторам программ под персональную ответственность уделить самое пристальное внимание ходу исполнения антикризисных мер и реальной отчетности.
«Хочу предупредить, что каждый факт невыполнения обязательств будет рассматриваться на Комиссии по эффективному использованию бюджетных средств с последующим вынесением соответствующих решений, вплоть до кадровых. Больше уговаривать и выслушивать бесконечные объяснения не будем», — заявил Ахметжан Есимов.
Аким города также обратил внимание участников совещания на факты неэффективной работы администраторов и «разбазаривания» бюджетных средств.
«Недопустимо, чтобы в угоду интересам отдельных лиц городской бюджет терпел убытки», — отметил А.Есимов.
Акиматом ведется активная работа с Фондом «Самрук-Казына» по нескольким направлениям. По дольщикам — финансируется строительство нескольких комплексов с общим числом дольщиков 3958 человек. По ипотеке — рефинансировано ипотечных кредитов на сумму 26,9 млрд. тенге. Это позволило более 3,5 тысячам заемщиков снизить проценты по кредитам. Активно реализуется программа поддержки малого и среднего бизнеса. По трем траншам профинансировано более тысячи проектов на общую сумму 68,2 млрд. тенге. В рамках третьего транша по городу Алматы освоено 33,1 млрд. тенге или 31 % от всех выделенных по стране средств. Под гарантию Казкоммерцбанка через Банк Развития Казахстана открыта кредитная линия на 15 млрд. тенге для дальнейшего финансирования проекта развития горнолыжного курорта «Шымбулак».
Большое внимание продолжается уделяться в городе энергокомплексу. Объем средств, выделенных из республиканского бюджета в 2009 году на пополнение уставного капитала АО «ФНБ «Самрук-Казына» для реализации проектов по развитию энергокомплекса города Алматы превышает 11 млрд. тенге. Т. о. работа по решению данных проблем с Фондом «Самрук-Казына» позволила привлечь в город Алматы 188 млрд. тенге на эти цели.
Акиматами Алматы и Алматинской области совместно с Министерством сельского хозяйства проводится работа по развитию продовольственного пояса Алматы, в рамках которого через холдинг «Казагро» начата реализация ряда проектов. Всего реализуется 6 проектов на сумму 8,3 млрд. тенге.
Предпринимаются усилия по привлечению дополнительных инвестиций в развитие города. С привлечением займа Европейского банка реконструкции и развития в размере 10 млн. долларов США начата реализация проекта развития электротранспорта в Алматы. Кроме того, городу выделены гранты в сумме 600 тыс. евро для экспертизы проектов развития транспортной системы города. На принципах государственно-частного партнерства начата реализация проекта создания парковочной системы. За счет средств инвесторов до конца года будет закуплено 200 экологически чистых автобусов.
На республиканском уровне разрабатываются Карта индустриализации и пятилетний план индустриального развития Казахстана. Соответственно, будет сформирован перечень приоритетных индустриальных проектов и по Алматы.
Предприняли в городе и ряд мер по увеличения казахстанского содержания в товарах и услугах. Промышленными предприятиями города и Фондом «Самрук-Казына» подписано договоров на общую сумму 222,5 млрд. тенге. Из них фактически реализуются договоры на сумму 30,2 млрд. тенге. Проведенные мероприятия позволили предприятиям промышленности увеличить объемы производства.
В вопросах управления земельными ресурсами аким города обратил внимание, что сегодня появилось много проблемных активов, значительные участки земли выкуплены, но они не используется по назначению.
На сегодня Земельной комиссией отменено более 300 ранее принятых заключений о предоставлении земельных участков под строительство. На отдельных участках уже ведутся работы по благоустройству, организации автостоянок, мест досуга граждан и т.д.
«Одним из потенциальных резервов пополнения бюджета города является земля. Это самый ценный инвестиционный ресурс. Она должна эффективно использоваться, быть активным инструментом поддержки развития малого и среднего бизнеса. Предприниматели должны иметь возможность покупать или брать в аренду небольшие участки земли под ведение бизнеса», — подчеркнул А.Есимов.
«Еще одним незадействованным резервом для развития города является туризм. Неоправданно мало уделяется внимания этой, я бы сказал, градообразующей отрасли. Природно-климатические условия, инфраструктура, объекты Азиады и многое другое позволяют увеличить туристические потоки в разы».
В конце заседания аким Алматы напомнил, что в настоящее время в Правительстве инициируется принятие закона «Об особом статусе города Алматы», который позволил бы мегаполису иметь дополнительные финансовые рычаги в части наделения правами предоставления бюджетных гарантий, привлечения прямых займов международных финансовых институтов, участия в качестве акционера финансовых организаций. Это может дать новый импульс развития города, выполнения всех намеченных на этот год планов. В целом, если рассматривать итоги развития города за первое полугодие, баланс достижений и недостатков оказывается положительным.
Фото muzatravel.com