Её робкие попытки вступить в свои права, отчего-то напоминают обычное течение борьбы с коррупцией по-казахстански. Посудите сами: на дворе фактически середина апреля, а весна лишь пару раз слегка напомнила нам о своем существовании. Правоохранительные органы нашей страны действуют против коррупции где-то в этом же русле. По крайней мере, публично. Их попытки уничтожить мздоимство, точнее рапорты о выявлении нечестных чиновников, как правило, появляются в прессе едва ли не реже, чем хороший прогноз погоды на следующий день.
Но в этом году внезапно, словно весенний паводок прорвал убогую плотину, весь март и начало апреля этого года силовики докладывают о своих успехах на ниве борьбы с коррупцией. И, у стороннего наблюдателя может сложиться удивительное впечатление, что в нашей стране эта борьба с коррупцией действительно ведется, ею занимаются сведущие и честные люди, и такими темпами казахстанское мздоимство будет искоренено скорее, чем закончатся наши нефтяные запасы.
Ленты новостей напоминают сводки с полей сражений:
· В Семипалатинске за получение взятки задержан заместитель начальника управления экологии города;
· В Восточном Казахстане за коррупционные действия задержан главный налоговый инспектор районного налогового комитета ВКО, который присвоил более 700 тыс. тенге;
· Департаментом финансовой полиции по Северо-Казахстанской области возбуждено уголовное дело в отношении инспектора дорожной полиции районного отдела внутренних дел, подозреваемого в получении взятки;
· В январе-марте 2003 года сотрудниками УВД Павлодарской области выявлено 73 экономических преступления и 10 преступлений, связанных с коррупцией. В числе преступлений коррупционного характера четыре факта взяточничества, три — злоупотребления полномочиями, два — мошенничества и один факт — присвоение или растрата вверенного имущества;
· В Павлодаре во время получения взятки от оралманов задержан сотрудник областного управления миграции и демографии. Сотрудник управления в обмен на 15 тыс. тенге обещал репатриантам предоставить документы на приватизацию жилья.
Особняком на общем фоне, конечно же, выглядела пресс-конференция финансовой полиции по Алматы и области, по факту (!) отказа фискала от взятки в размере 500 долларов. Прессе героя лицом не показали, сказав лишь, что сотрудник это, безусловно, опытный, семейный. Выражаясь словами киногероя Асанали Ашимова из фильма «Конец атамана»: «герой должен знать свою страну, но страна не всегда должна знать своего героя» т.е. дальнейшая судьба честно финполицейского — неизвестна.
Публичными триумфами наши полицейские, комитетчики и прочие соответствующие органы показали и доказали, что умеют вскрывать коррупционные язвы. И иногда именно этим и занимаются. Но отчего-то из гаденьких глубин взращенной социализмом души выковыривается вопросик: а к чему это всенародное любование успехами?!
Для того, чтобы отыскать ответ на этот вопрос, давайте вспомним, а кто собственно такой этот наш непотопляемый чиновник? Если не брать в расчет юную поросль, которая, так или иначе воспитывается «зубрами» от бюрократии, то выходит, что большая часть чиновников независимого и суверенного до сих пор варится в котле совковой чиновничьей морали. А через её призму, все эти успехи отчего-то видятся, как очковтирательство и показуха, приуроченные к чему-то…
А вот вам и ответ. Точнее целых два повода, для экстренного создания и последующей культивации благоприятного имиджа антикоррупционных структур.
Во-первых, отчего-то, наиболее активное преподнесение успехов казахстанских антикоррупционщиков пришлась на период, предшествовавший 4 апреля. То есть дню, когда Президент Назарбаев, обратившись к нации, подвел краткий итог развития государства и обозначил цели на будущее..
Во-вторых, в конце марта в мажилисе, на пленарном заседании, народные избранники одобрили внесение дополнений и изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам борьбы с коррупцией. Журналисты агентства уточнили: «Законопроектом конкретизируется понятие коррупция, более четко очерчивается субъект коррупционных правонарушений, дается исчерпывающий перечень составов отнесенных к коррупционным преступлениям и усиливается уголовная ответственность за их совершение».
В военной науке, в боевых искусствах, существует термин — упреждающий удар. Что-то подобное и было представлено нашим глазам с подачи правоохранительных органов: успехи, триумфы, отчеты, и победы. Одним словом: синонимы успешной антикоррупционной деятельности стражей порядка. Если все действительно так, как видится, то нынешняя весна стала демонстрацией грамотного PR-подхода силовиков к формированию общественного мнения, и настроения властей страны, в нужном им ключе.