“Винокуров не готов возглавить команду”
– Одним из самых ярких эпизодов уходящего года стала олимпийская победа в Лондоне вашего товарища по “Астане” Александра Винокурова. После этого успеха он завершил карьеру и, вполне вероятно, в скором времени станет вашим новым боссом в команде…
– Я отношусь с глубоким уважением к Винокурову как к человеку и спортсмену, вместе со всеми переживал за него во время Олимпиады. Но, на мой взгляд, он пока не готов занять пост главного менеджера “Астаны”, поскольку не имеет опыта именно управленческой деятельности. Превращение из гонщика в менеджера за один день – это из области фантастики. Не думаю, что Международный союз велосипедистов (UCI) в лице его президента Пэта Макуэйда одобрит кандидатуру Винокурова на пост главного менеджера “Астаны”. Чтобы вернуть казахстанскую команду на прежний высокий уровень, нужно выбирать менеджера среди опытных иностранных специалистов. Не будем забывать, что “Астана” – это спортивная витрина, имидж Казахстана.
– Не меньшую роль, наверное, играет и бюджет команды?
– Бывший вице-президент Федерации велоспорта Казахстана Николай Проскурин считает, что “Астана” – команда малобюджетная, а потому неконкурентоспособная. Как профессиональный велогонщик могу заявить, что ни увеличение бюджета, ни приобретение звезд не влияют напрямую на рост результатов команды. К примеру, бюджет таких команд, как “Скай”, “Саксо Банк” и “Катюша”, не выше, чем у “Астаны”. Залогом успеха являются не большие деньги, а профессиональный менеджмент, четкое структурирование в команде и ее морально-этические ценности.
“Есть непорядочные люди”
– Но как можно говорить о какой-то морали в профессиональном велоспорте на фоне допинговых скандалов, в которых в этом году были замешаны такие звезды, как испанец Альберто Контадор и американец Лэнс Армстронг?
– Мне кажется, что Армстронга просто решили убрать. На его примере отчетливо видно, как личная выгода и амбиции отдельных людей разрушили блестящую карьеру спортсмена. Я сам прошел через это, став жертвой амбиций менеджеров Марка Бивера и Йохана Брюнеля. Уверен, что все проблемы, которые начались у меня с лета 2007 года после неожиданного допинг-контроля во время моего отпуска, связаны с этими людьми. Как факт – исчезновение на 24 часа пробирок с моими допинг-пробами. В такой ситуации спортсмены не могут защитить себя даже при наличии лучших адвокатов. Тот же Контадор, не сумев доказать свою невиновность, был вынужден на время прервать профессиональную карьеру. В UCI существует система борьбы с допингом, которая включает в себя множество программ. Одна из них наиболее применима в велоспорте. Я имею в виду создание биологического паспорта атлета – документа, в котором собраны все биохимические анализы велосипедиста. К сожалению, есть непорядочные люди, которые манипулируют данными и используют эту систему против UCI.
“Начал находить себя”
– После дисквалификации и попытки вернуться на прежний уровень в итальянской “Лямпре” вы вновь оказались в “Астане”. Как оцениваете для себя уходящий год?
– Только в этом сезоне я наконец-то начал находить себя. Две мои лучшие гонки – это французская “Дофин Либере” и испанская “Вуэльта”. Их результаты убеждают меня, что уже на следующий год я смогу вернуть былую форму. Все-таки три года простоя для профессионального велосипедиста – большой срок. В родной команде я чувствую себя отлично. Мой контракт с “Астаной” действует еще один год, и я надеюсь его продлить. Сейчас мне – 32 года, что для велоспорта совсем немного. К примеру, Кэйдел Эванс выиграл в прошлом году “Тур де Франс” в 34 года, а с последним победителем “Большой петли” Брэдли Уиггинзом мы вместе выступали еще за “Кредит Агриколь”. Британец тогда был трековиком и не отличался феноменальными способностями на шоссе. Только попав в родную, англосаксонскую команду с безупречной организацией и профессиональным менеджментом, Уиггинз добился величайших результатов.
– Можете уже поделиться планами на сезон 2013 года?
– Главной моей гонкой будет “Тур де Франс”. Основная задача в ней – держаться в лидирующей группе. Это позволит мне находиться высоко в генеральной классификации и искать шанс на победу на горных этапах.