Народные волнения, произошедшие в Андижане и далее в Карасу (бывший Ильичевск) и Пахтаабаде свидетельствуют не только о росте протестного потенциала на узбекской территории, но и об его переходе из критической массы в русло активных действий, которые не всегда могут носить конструктивный характер, а зачастую сопряжены с человеческими жертвами.
Андижан, являющийся четвертым по величине городом Узбекистана, расположен примерно в 400 километрах от Ташкента с населением около 300 тысяч человек.
Месторасположение Андижана, Ферганская долина, уже свидетельствует о том, что данный город в перспективе может стать аккумулятором настроений, направленных против существующей власти.
Верхом беспечности, учитывая тот факт, что проблемы Ферганской долины до сих пор остаются нерешенными, послужило оставление без должного внимания этого населенного пункта.
И все же вряд ли кто ожидал, что в ночь на пятницу, 13 мая, многочисленная группа, среди которых по разным источникам находились и представители экстремистских организаций, нападет на дежурную часть батальона патрульно-постовой службы УВД Андижанской области и захватит 264 единицы огнестрельного оружия, 40 ручных гранат и более 8 000 патронов.
Далее уже достаточно хорошо вооруженная группа совершает нападение на воинскую часть и захватывает значительное количество стрелкового оружия, а именно: 53 автомата, 4 винтовки и более 2 000 патронов к ним а также завладевает грузовым автомобилем ЗИЛ-130.
Военные, не готовые к такому массированному вторжению проявили пассивность, в результате чего был потерян контроль над ситуацией. Как следствие этого среди военных возникла паника и военнослужащие (по некоторым данным около 500 человек) в спешном порядке стали покидать базу.
В распоряжении нападающих появилось стрелковое оружие и боеприпасы к нему. После, по сообщениям некоторых информационных источников, уже вооруженная группа организовала нападение на тюрьму.
Судя по тому, что группа подъехала к тюрьме на машинах (порядка 15 автомобилей), она знала какую цель нужно ей достичь.
Протаранив захваченной грузовой автомашиной ворота тюрьмы, расстреляв нескольких охранников, группа проникла в тюрьму и выпустила на свободу по разным данным до 2 000 заключенных из 4 000 человек, находящихся там, многие из которых попали за решетку за участие в радикальных исламистских группировках, но были среди них и лица, совершившие уголовные преступления.
В то же время по официальным данным на момент нападения в этом учреждении содержалось 734 подследственных и отбывающих уголовное наказание лица, из них 526 были выпущены на свободу.
По одной из версий целью вооруженных нападавших было освобождение 23 членов религиозной организации «Акрамия», которых судили за терроризм и попытку переворота. Напомним, что, согласно официальной версии, захват здания тюрьмы, а впоследствии и здания хокимията (обладминистрации) в Андижане, был организован членами организации «Акрамия», которую в свою время организовал Акрам Юлдашев, бывший ранее членом запрещенной в Узбекистане организации «Хизб-ут-Тахрир».
Не ожидавшая такого поворота событий местная власть вместе с правоохранительными органами оказалась парализована и бездействовала в течение более 12 часов.
Воспользовавшись данной возможностью, вышеупомянутая частично вооруженная группа захватила центральную площадь и слабо охраняемое здание местной администрации.
На утро на площадь Андижана стали подходить дехкане, основной движущей силой которых было любопытство и желание узнать, что произошло в городе ночью, когда были слышна перестрелка. Группы людей пересекали городские улицы кто в пешем порядке, кто на машинах.
Многотысячная толпа собралась на площади. Вполне вероятно, что этим воспользовались лидеры оппозиционно настроенных организаций, и направили толпу граждан в политическую колею.
В результате дехкане из любопытствующих превратились в соучастников, из интересующейся толпы образовался организованный митинг, носивший политическую окраску.
В то же время не поддаются анализу действия так называемых оппозиционеров, подвергших сожжению театр и кинотеатр «Чолпон», — здания, которые по определению никак не напоминают органы власти, тем более правоохранительные органы.
В городе еще долгое время после ночных событий слышалась беспорядочная стрельба. На улицах появилось много сожженных машин со сгоревшими телами внутри.
По сообщениям некоторых СМИ сотрудники правоохранительных органов практически полностью покинули город.
Уже к концу пятницы Андижан был блокирован правительственными войсками, а связь с ним практически прервалась.
Но при этом попытки урегулировать ситуацию предпринимались, по крайней мере, как утверждают в Ташкенте — не только в силовом направлении. Каримов, в отличие от своего бывшего кыргызского коллеги Аскара Акаева, лично вылетел в Андижан, чтобы участвовать в переговорах с восставшими.
В городе начали работать правоохранительные органы, армейские подразделения и спецподразделения.
Необходимо отметить, что основная часть подразделений, проводивших операцию по наведению конституционного порядка в Андижане принадлежала к элитному спецконтингенту из состава всех силовых структур Узбекистана, подготовленному для борьбы с терроризмом и беспорядками. Интересен тот факт, что представители этих подразделений были выходцами из других регионов страны, что было особенно важно во избежание отказов от исполнения приказов. В город была введена тяжелая бронетехника.
По информации некоторых источников видно, что стрельба велась отнюдь не избирательно, отсюда много случайных жертв.
Понятно, что были среди них и неслучайные. В кинотеатре «Чолпон», где укрылась часть бунтовщиков и большое количество поддерживавших их местных жителей, после штурма в субботу утром, на центральной площади перед хокимиятом по сообщениям многих источников находилось значительное количество трупов.
Многие очевидцы рассказывают, что трупы из города вывозились четырьмя грузовыми машинами и автобусом.
Какое количество жертв, произошедших событий в Андижане, не знает никто.
Официальные власти говорят о 169 погибших, в том числе — 32 представителей Правительственных сил. В то же время по имеющейся информации только в городской больнице №15 охранявшейся солдатами, как сообщают информагентства, находилось до 80 неопознанных трупов.
Стоит отметить, что единственной организацией, которая решилась подсчитать точное число жертв, оказалась партия «Озод дехконлар» («Свободные крестьяне»). По данным представителей этой партии на 16 мая в «андижанском списке» было 542 фамилии.
В «пахтаабадском списке» (Пахтаабад — пригород Андижана) — 203 фамилии. В том числе женщины и дети. Итого минимум 745 погибших. Однако перепись жертв еще не закончена.
В то же время российское информационное агентство «Интерфакс» передает слова председателя общества защиты прав человека Узбекистана Талиба Якубова: «Точную цифру погибших сейчас не может назвать никто, в основном говорят о более, чем 500 погибших и 2000 раненых в Андижане. Еще 200 человек погибли, по утверждению Якубова, в ходе беспорядков в городе Пахтааб. Подобный разброс в цифрах не дает основания дать анализ полной картины происходивших в Андижане событий.
В то же время события в Андижане послужили командой «на старт» для других менее значимых городов Узбекистана.
Так вслед за уже усмиренным Андижаном в Узбекистане взбунтовался пограничный Карасу (бывший Ильичевск). Стоит отметить, что после распада СССР этот населенный пункт был поделен на две части, одна отошла к Киргизии, другая — к Узбекистану.
Города разделяет пограничная река, а граница в этом месте практически не охраняется. 14 мая в приграничном узбекском городе Ильичевск митингующие подожгли административные здания и захватили главу Курган-Тюбинского района Андижанской области. Местные жители переворачивали и поджигали машины правоохранительных органов, как передает РИА «Новости», в центре города проходил многолюдный митинг, участники которого требовали отставки президента страны Ислама Каримова. Как сообщил телеканал НТВ, не исключено, что часть боевиков из Андижана также находится в Ильичевске, пытаясь проникнуть на территорию соседнего государства.
Стоит отметить, что в Карасу (бывший Ильичевск) события разворачивались практически по андижанскому сценарию: митинг, захват здания хокимията (обладминистрации), избиение местного мэра, сожжение отделений милиции и автомобилей. Причем к митингующим здесь местным жителям присоединились и уже вкусившие «свободы» жители Кыргызстана. Нужно учитывать, что кыргызский город Ош, из которого начался поход на Бишкек, находится всего в 50 километрах от Андижана.
Люди в г. Карасу восстановили мост через реку Кара-Суу, демонтированный несколько лет назад по настоянию Ташкента. Закончилось все в Ильичевске так же, как в Андижане — человеческими жертвами. По данным Associated Press, здесь погибли 8 солдат и 3 пытавшихся прорваться в Киргизию боевика.
Что касается событий в другом приграничном городе — Пахтаабаде, то кроме заявления руководителя правозащитного общества «Апелляция» Саиджахона Зайнабитдинова о том, что в столкновении с войсками погибли 200 человек, другой информации пока не поступало.
Лишь в понедельник вечером стало известно, что в районе этого города группы вооруженных людей пытаются прорваться в Республику Кыргызстан.
По мнению местных властей, среди них могут быть и зачинщики мятежа. По сведениям зарубежных информационных агентств, узбекские военные, пытаясь помешать беженцам из Андижана проникнуть в Джалал-Абадскую область Киргизии, открыли по ним стрельбу в районе приграничного города Пахтаабад Андижанской области.
Как сообщается, в результате погибло около 200 человек. По официальным каналам прошла информация, что в ходе вооруженных нападений террористами захвачено всего 305 единиц оружия, в том числе 205 автоматов и 100 пистолетов, 231 граната и иное оружие.
В то же время руководство Ошской области Киргизии, возглавленное в результате смены власти в Бишкеке этническим киргизским узбеком Анваром Артыковым, распорядилось на 5 дней открыть границу для беженцев.
Кыргызские власти можно понять, в этих местах многие узбеки связаны родственными узами, и попытки помешать спасти близких людей по ту сторону речки могут привести к стихийным бунтам по эту. По некоторым данным количество узбекских граждан, оказавшихся в эти дни в соседней стране составляет более тысячи.
В настоящее время ситуация в трех городах по официальным сообщениям нормализовалась.
17 мая на брифинге по событиям в Андижане Генеральный прокурор Республики Узбекистан Кадыров Р.Х. отметил, что «…на сегодняшний день более половины захваченного преступниками оружия возвращено, в том числе 128 автоматов и 24 пистолета. Из числа незаконно освобожденных террористами из тюрьмы 309 лиц добровольно явились для дальнейшего отбывания наказания. Принятыми мерами 14 возвращены в учреждение…»
Во вторник в регион отправилась делегация Европарламента, которая будет в течение трех дней там работать, они смогут составить представление о том, что происходит там в тесном взаимодействии с западными дипломатическими миссиями, с ОБСЕ, а затем выступят с соответствующим заявлением.
Сейчас в Андижан допущены представители как отечественных, так и зарубежных СМИ, которые уже стали передавать репортажи с места недавних событий.
В то же время говорить о том, что волнения в Узбекистане прекратились, на сегодня является преждевременным, так как во многих населенных пунктах по-прежнему сохраняется напряженная ситуация, готовая в любой момент выйти из-под контроля.