Анатомия детского суицида: суть раскрывает психолог - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+3 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Анатомия детского суицида: суть раскрывает психолог

Анатомия детского суицида: суть раскрывает психолог

О том, что может толкнуть ребенка на самоубийство и как можно это предотвратить, рассказал психолог.

  • 30 Сентября
  • 4105
Korrespondent.net

На вопросы корреспондента Caravan.kz ответила психолог перинатального центра города Алматы Гульнара Дощанова.

— Что толкает ребенка на самоубийство?

— Давайте начнем с того, что же такое суицид. Это когда человек оказывается зажатым внешними обстоятельствами своей жизни, зажатым внутри своими собственными мыслями. Он словно в туннеле с тупиком в конце, когда настолько все на него давит, ограничивает, что единственное действие, которым, как ему кажется, он может ответить на происходящее – сдаться и  уйти из жизни.

Согласно официальной статистике с начала года у нас было зафиксировано 128 детских суицидов. Суицидальные мысли чаще возникают у детей от 11 до 18 лет и связаны с кризисом подросткового возраста. В организме ребенка в этот период происходят физиологические и психологические изменения. Именно в этот период дети все очень остро воспринимают. При умелом расспросе часто обнаруживается семейная история утрат, как в кровной, так и замещающей семье.

Например, недавно умер кто-то из родителей, произошел тяжелый развод, отказ от ребенка (взятого из детдома). Как вариант детского суицида может быть не одномоментное воздействие, а долго копившееся напряжение. Стоит отметить, что в отличие от подростков, часто идущих на попытку суицида импульсивно, когда триггером могут стать просто чьи-то слова, ребенку помладше нужна ситуация гораздо более мощного воздействия — например, изнасилование. Он не знает, как после этого прийти домой, продолжать общаться с людьми, и тогда он совершает суицидальное действие. Инцест в семье — отношения между дедушкой и внуком. Ребенок оказывается в ловушке, не знает, как ему быть. Кому он может об этом рассказать, так как доверие обрушилось. В какой-то момент он решается на угрожающее его жизни поведение.

Дети воспринимают проблемы совершенно не так как взрослые, а более эмоционально и катастрофично. Мы взрослые, мы понимаем, что из любой ситуации есть выход. Дети же подобного опыта не имеют. Любая проблема им кажется неразрешимой. Например: насмешки сверстников, агрессия со стороны более взрослых детей, страх встречи с конкретным человеком, плохое знание школьного предмета, неспособность хорошо учиться при завышенных требованиях со стороны родителей, неразделенная любовь, насмешки учителя. Все это приравнивается к публичному унижению — такое тоже иногда случается. Причиной суицидальных действий также может стать проступок, за который, по мнению ребенка, его сильно накажут или отвергнут. Список, конечно, можно продолжать. Все эти причины могли бы не привести к суициду, если бы ребенок вовремя обратился к взрослому человеку. Однако чаще дети не рассказывают, решая справиться с проблемой самостоятельно известным им способом.

И тут на первый план выходит другая проблема, объединяющая все вышеизложенное: отсутствие доверительных отношений между детьми и взрослыми. Взрослые, занятые своими делами, часто отмахиваются от «нытья» детей, призывая их не беспокоить и быть более самостоятельными. Они это делают, совершенно не осознавая, к чему толкают подошедшего ребенка. Второй раз он уже не подойдет, а в третий — решит проблему сам.

Еще одной причиной могут быть депрессивные расстройства. Депрессия ребенка может иметь эндогенную этиологию. Это значит, что заболевание не имеет конкретных причин и что ребенок может иметь генетическую предрасположенность для такого типа расстройств. Однако такие случаи очень редки.

 — Почему дети выбирают именно суицид в качестве решения проблемы?

— Сейчас наши дети мало читают, они большое количество времени смотрят телевизор, слушают радио, находятся в социальных сетях и это — без контроля или с минимальным контролем со стороны взрослых. Понятно, что гигабайты информации, получаемой ими ежечасно, сильно отличаются по подаче и интерпретации. Порою даже одного слова хватает для того, чтобы ребенок сделал вывод. А если информации много? А если она специально опутывает детей и направляет их если не в сети экстремистов, педофилов и наркоманов, то к разрушительному поведению? Мир жесток, и в этом мире у каждого ребенка должен быть проводник, указывающий ему путь и не дающий оступиться. В мире электронных игр жизнь героев ничего не значит, их несколько, и, даже если он погибает, можно начинать играть сначала снова и снова. Дети склонны отождествлять себя с любимыми персонажами. Постепенно и ценность собственной жизни минимизируется. Кажется, что после смерти можно ожить, что это лишь этап выхода из кризиса.

Такое поведение в наше время характерно не только для детей. Выросло несколько поколение инфантильных взрослых, перекладывающих ответственность за свою жизнь, достижение своего успеха, своего счастья на плечи кого угодно, только не самого себя. Их мироощущение далеко от реального, они живут в придуманном мире, и нередко это очень напоминает психическое заболевание.

— Как предотвратить суициды у детей?

— Я всегда говорю, за суициды детей отвечают взрослые. Учителя в школе и родители дома. Дорогие родители, будьте более внимательными к собственным детям. Вникайте в их проблемы, просьбы и жалобы, предлагая варианты адекватных выходов из ситуации. Чтобы контролировать получаемую ими информацию, следует заняться досугом, но не фиктивно, а по-настоящему. Для минимизации влияние Интернета и компьютера на мышление детей. Дать возможность позитивного общения и радостного мироощущения. Будьте ближе к своим детям! Обнимайте, целуйте их! Проявляйте искреннее участие в проблемах и радостях. Сделайте так, чтобы жизнь вашего ребенка была интересной, насыщенной и представляла ценность для него самого. И тогда в его маленькой голове не возникнет мысли о самоубийстве.