Вопрос, что делать с облученным топливом после того, как оно было использовано в реакторе, – одна из главных проблем атомной энергетики. Пока самый эффективный способ – вывезти «фонящий» груз подальше от людей и хранить под постоянным наблюдением. К примеру, более 60 лет в особых условиях в Национальном ядерном центре РК на территории бывшего Семипалатинского полигона хранилось облученное графитовое топливо исследовательского реактора ИГР. Вопрос не только в том, что это – радиоактивные вещества, которые представляют опасность для окружающего пространства, но и в том, чтобы из этих остатков ядерного топлива невозможно было в последующем создать атомную бомбу.
Около 15 лет назад все реакторы в мире начали переводить на низкообогащенное топливо, из которого уже никто не сможет собрать смертоносное оружие. Однако до этого на протяжении многих десятилетий во всем мире применялся обогащенный уран, и за минувшее время накопились его внушительные запасы. Что делать с ними, чтобы они уже никогда не сыграли роль запала? Первыми ответ на этот вопрос нашли казахстанские ядерщики, сообщает медиапортал Caravan.kz.
«Для решения вопроса утилизации облученного графитового топлива первой активной зоны реактора ИГР специалисты НЯЦ РК предложили собственную концептуальную технологию разбавления и иммобилизации. Эта технология получила одобрение специалистов Национальной лаборатории Айдахо (США), Атомного комплекса Селлафилд (Великобритания) и экспертов МАГАТЭ. Суть технологии заключается в разбавлении высокообогащенного уранового топлива путем измельчения и смешивания его с обедненным диоксидом урана и последующее заключение его в цементную матрицу», — пояснил генеральный директор НЯЦ РК Эрлан Батырбеков. Война угля и атома: почему в Казахстане до сих пор между ними ничья
Изучив все представленные наработки, сверив их результаты, эксперты Международного агентства по атомной энергии одобрили казахстанскую технологию, подчеркнув, что она уникальна и фундаментально надежна.
«Уже сейчас можно говорить о том, что технология разбавления облученного графитового топлива может быть использована для подобных видов топлива в других странах, участвующих в программе минимизации высокообогащенного урана. Реализация этой задачи является значимым достижением в деле нераспространения ядерного оружия», — констатировал глава Национального ядерного центра РК.