Финансовый аналитик Галим Хусаинов считает, что повышение цен на бензин вызвано двумя причинами. Первая из которых- повышение цен на нефть в мире, сообщает Кapital.kz.
« Для простых граждан условно повышение цены нефти на 1 доллар за баррель примерно равняется 1 тенге за 1 литр бензина. Расчет примерно следующий: в 1 тонне нефти примерно 7 баррелей. Значит, если цена растет на 1 доллар, то 1 тонна вырастает на 7 долларов, в 1 долларе- 186 тенге. Это значит, что одна тонна нефти дорожает на 1300 тенге. Бензин — это часть нефти при разделении, значит при прочих равных условиях, цена бензина равна цена нефти плюс переработка. Цена переработки стабильна, значит 1 тонна бензина будет дорожать ровно на столько же сколько и нефть. А значит и бензин подорожать должен на 1300 тенге за 1 тонну при удорожании на 1 доллар за баррель. В 1 тонне бензина находится примерно 1350 литров бензина (1/0,73). При удорожании 1 доллара нефти, бензин должен вырасти на 0,96 тенге. Но это, если равномерно поднимутся цены на все остальные субпродукты, а именно, дизельное топливо, мазут и керосин. Мазут вырастит в цене, потому как снизилась таможенная пошлина в силу сезонности и мировые котировки мазута привязаны к ценам на нефть, соответственно, остается перераспределить удорожание ДТ на бензин. Дизельное топливо тяжелее, поэтому, при подорожании 1 доллара за баррель, оно должно дорожать на 1,14 тенге»,- написал эксперт на своей странице в Facebook.
Аналитик также отмечает, что при увеличении цены, экспортеры платят больше налогов на экспорт (рентный налог), так как в Казахстане действует прогрессивная шкала при налогообложении. Соответственно, по мнению эксперта, данный факт влияет на снижение цен на ГСМ внутри страны, при росте цен на нефть на мировых рынках.
« За последние три месяца нефть выросла на 10 долларов за баррель, что означает, цена бензина и ДТ должна внутри страны вырасти более чем на 10 тенге за 1 литр. За счет снижения пошлин на мазут и компенсации части за счет экономии на рентном налоге, сошлись во мнении, чтобы повысить только АИ-92. Российский рубль укрепляется и, соответственно, дорожает ГСМ из России, при пересчете его в тенге. Собственных производственных мощностей в Казахстане не хватает для АИ 92, поэтому, хотим мы этого или не хотим, нам нужно импортировать часть ГСМ. Соответственно, при подорожании ГСМ из России это отражается и на Казахстане, тем более на Российский рынок ГСМ также влияет и цена на мировых рынках. Соответственно, укрепление рубля с момента понижения цен на ГСМ внутри страны составило 17 процентов, именно на столько подорожал российский ГСМ», резюмировал аналитик.