«Амфибии» мечтают о небе - Караван
  • $ 483.23
  • 534.74
+14 °C
Алматы
2024 Год
2 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
«Амфибии» мечтают о небе

«Амфибии» мечтают о небе

Возможно, в скором времени в Восточном Казахстане будет построен завод по сборке и выпуску самолетной и вертолетной техники. Кроме того, нас ожидает перспектива пересадки из автомобилей в крылатые «Амфибии» и Ан-3Т.

  • 25 Ноября 2010
  • 3036
Фото - Caravan.kz

И тогда не исключено, что наш благодатный край наводнят иностранные туристы, чтобы с высоты птичьего полета любоваться его неописуемыми красотами.

Подробно о возможных прелестях «крылатой» жизни рассказывают генеральный директор усть-каменогорской авиакомпании «ТУКаС-АВИА» Владимир Зубов и руководитель местного предприятия «Авиатор-2000» Владимир Юнко.

Почти 20 лет жизни посвятил авиации, в том числе легкой, Владимир Зубов. В начале 1990-х он уехал в Москву, приобретать самолеты для Казахстана. Создал в Усть-Каменогорске дочернюю организацию российского предприятия.

– Разрешительные документы были подписаны в 1991 году высокопоставленными лицами, в том числе председателем комитета по внешним связям при мэре Санкт-Петербурга Владимиром Путиным. Да-да, им самым, – улыбается Зубов. – Но идея не была реализована из-за того, что меня подвело руководство местного банка, не выдало кредит. Остались теперь одни бумаги, для музея…

Ситуация, в которую попала авиация Казахстана в конце ушедшего столетия, хорошо известна нашим гражданам. «Выросшие», как грибы после дождя, многочисленные авиакомпании в большинстве своем вскоре обанкротились. И Восточный Казахстан исключением не стал. Многие люди, большие профессионалы в сфере авиации, потеряв работу, были вынуждены уйти в другие отрасли.

О внутренней авиации вообще как будто забыли, действий по ее реанимированию в высших органах власти не принималось. Тем не менее, в Восточном Казахстане есть люди, которым не безразлична судьба этого сектора экономики.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК – ОМСК

С января уходящего года компания Владимира Зубова ведет работу по созданию совместного с россиянами предприятия по производству и сборке самолетов Ан-3Т и других видов техники. Он вышел на омские компании «ОМО им. П.И. Баранова» и «Тамгра», с которыми заключил соответствующее соглашение. Авиатор Зубов также получил разрешение акима Усть-Каменогорска Ислама Абишева на предоставление земельного участка в аэропорту областного центра: для проектирования и строительства производственной базы площадью 2,3 гектара. Другими словами, этого самого мини-завода по сборке авиатехники из комплектующих, которые будут поставлять омичи.

– Вспоминая тяжелую зиму и весну этого года, понимаешь необходимость вертолетов и небольших самолетов в нашей области. Кроме того, необходимо восстановить внутрирегиональные авиаперевозки в райцентры и населенные пункты, – убежден наш собеседник. – Думаю, проект по созданию завода достоин включения в программу форсированного индустриально-инновационного развития. Идеальный, на мой взгляд, вариант – это государственно-частное партнерство.
Как патриот своего дела я хочу, чтобы у нас работали люди, чтобы появилась малая авиация, чтобы страна и в частности наша область были на высоте!

На строительство завода, к слову, требуется 650 миллионов тенге, на приобретение одного вертолета – 3,5 миллиона
долларов США, самолета – 1,5 миллиона долларов.

Авиакомпаниям нашей страны, как известно ближайшим соседям, «крайне необходима государственная поддержка и гарантированный государственный заказ, который мог бы заинтересовать инвесторов». Об этом, собственно, в августе текущего года Министру индустрии и новых технологий Республики Казахстан Асету Исекешеву писал первый заместитель Министра промышленной политики, транспорта и связи Омской области Российской Федерации Виктор Белов. Материалы по этой теме Владимир Зубов передал в Парламент республики, где с ними ознакомился мажилисмен Мейрам Пшембаев. Проект его заинтересовал.

ТУРИСТСКАЯ «АМФИБИЯ»

Руководитель проекта легкомоторной авиации ТОО «Авиатор-2000» Владимир Юнко проводит нас в цех, где вот уже три года пылится «в ожидании чуда» представитель авиации сверхлегкой – четырехместный самолет неаэродромного базирования «Амфибия». Изобретатели спроектировали и собрали его собственноручно.

– Этому самолету необязательна взлетно-посадочная полоса: он садится на грунт, воду, берег реки, проселочную дорогу, опушку леса, скошенный луг… – перечисляет Юнко. – Во время испытаний в 2005 и 2006 годах показал очень хорошие технические и летные характеристики. Может использоваться для перевозки туристов, аэрофотосъемки поверхности земли, патрулирования нефтепровода и других экономически важных объектов, контроля дороги вместе с работниками дорожной полиции, мониторинга окружающей среды.

«Для туризма это лучший самолет!» – утверждает Владимир Юнко. Когда начнется массовый выпуск, его примерная стоимость составит порядка 75-90 тысяч долларов США, что в два с лишним раза ниже, чем у российских аналогов (до 200 тысяч долларов). Практически все элементы самолета – отечественного производства, так что казахстанское содержание не «страдает»…

Если финансирование проекта сборки «крылатой амфибии» будет открыто, первые самолеты выйдут на конвейер через шесть-семь месяцев, в год возможен выпуск 20-25 штук.

Проектом восточно-казахстанских изобретателей заинтересовался глава национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» Азат Перуашев, но вопрос финансирования, к сожалению, пока не решен. Авторам идеи хочется, чтобы она реализовывалась на деньги наших бизнесменов. Впоследствии можно будет развиваться более широко, привлекая иностранных инвесторов.

В ТАНДЕМЕ С КОРЕЙЦАМИ

В данный момент Владимир Юнко ведет совместную работу с бизнесменами Южной Кореи, но уже по проекту, направленному на развитие авиатуризма в Восточном Казахстане. Зарубежные предприниматели готовы закупить в лизинг европейские либо российские самолеты и передать их в аренду усть-каменогорскому предприятию. Запланированы путешествия по воздуху с участием иностранных туристов, о своих гражданах тоже обещают не забыть. Через семь лет после эксплуатации наши авиаторы должны будут выкупить летательные аппараты по остаточной стоимости и продолжить сотрудничество с южно-корейскими турфирмами. Кстати, для реализации своей цели компания Юнко уже приобрела несколько легкомоторных самолетов производства России и Украины.

Источник: Анна КРИВОЩЁКОВА, газета Рудный Алтай