Отечество в опасности?
У нас нет никаких норм и требований на такую продукцию, а все попытки разработать и внедрить национальный стандарт чиновники минздрава встречают в штыки. Ввоз вейп-жидкостей, систем нагревания табака и других бездымных никотиновых продуктов в страну никак не регламентирован. Это несет угрозу здоровью и жизни казахстанцев. Нужен технический регламент, но до его принятия в ЕАЭС ждать еще 4–5 лет. Между тем рынок стремительно растет.
По данным предпринимательских ассоциаций, продажи курительных жидкостей с никотином и стиков с нагреваемым бездымным табаком только с 2018 по 2020 год выросли более чем в 5 раз.
И это не искусственно насаждаемые кем-то мода или тренд, нацеленные на подростков и молодежь, как пишут некоторые ярые противники инновационных гаджетов. Как показывают соцопросы, проводившиеся общественным фондом “Аман-саулык”, это банальное стремление курильщиков снизить вред для своего организма, заменив сигарету на что-то менее вредное.
– Наши социологические исследования показали, что число казахстанцев, использующих электронные сигареты, неуклонно растет, – отмечает президент общественного фонда “Аман-саулык” Бахыт ТУМЕНОВА. – Курильщики массово переходят на них, стремясь сократить вред здоровью. При этом на рынке основную долю занимают китайские производители электронных сигарет и вейп-жидкостей. Вопрос: что входит в их состав? Если мы даже обнаружим какие-то вредные вещества, то не сможем запретить поставки: регламента нет, стандартов нет, как нет и закона, который мог бы обеспечить безопасность людей.
Засада от минздрава
Напомним: Евразийская экономическая комиссия в феврале 2020 года приняла решение внести бездымные никотиносодержащие продукты, подчеркнем, отдельной категорией (не смешивая их с сигаретами, как сделали это у нас, в Казахстане, торопливые разработчики Кодекса о здоровье) в перечень товаров, на которые устанавливается единый техрегламент ЕАЭС. Однако, поскольку продукция новая и разноплановая, разработка такого регламента займет минимум 4 года. Всё это время рынок Казахстана, как и других стран ЕАЭС, не будет защищен никакими стандартами. Ввози и продавай всё что угодно!
Для казахстанского потребителя это неприемлемо. Поэтому ряд предпринимательских ассоциаций и общественных фондов предложил разработать и принять временный национальный техрегламент на бездымные никотиносодержащие продукты. Эту идею поддержали в министерстве торговли и интеграции, сейчас идет ее общественное обсуждение.
– Казахстан может значительно быстрее принять свой национальный техрегламент, который в дальнейшем, возможно, послужил бы основой для единых стандартов ЕАЭС, – комментирует Бахыт Туменова. – Очень хорошо, что министерство торговли и интеграции приняло такое решение. Правда, лично мне, как медработнику и бывшему врачу, обидно: почему эту активность не проявило министерство здравоохранения?
– Инициатива ускоренного принятия национального техрегламента для бездымной никотиносодержащей продукции, равно как и ее выделения в отдельную категорию, прямо связана с вопросом безопасности потребителя, – отмечает Айгуль СОЛОВЬЕВА, председатель правления ОЮЛ “Ассоциация экологических организаций Казахстана”. – Следует понимать, что, пока нет регламентов и стандартов, не существует и законодательных механизмов регулирования этого рынка. Нет ответственности за ввоз и продажу в стране несертифицированных гаджетов или контрафактных вейп-жидкостей, содержащих опасные для здоровья компоненты. Логика министерства торговли и интеграции заключается именно в этом: нам необходимо защитить здоровье людей, употребляющих бездымные продукты. Конечно, непонятно, почему инициативу здесь не проявили чиновники минздрава РК, ведь здоровье людей – это их непосредственная сфера ответственности.
Толебай РАХЫПБЕКОВ, председатель совета директоров АО “Медицинский университет Астана”, также разделяет мнение о необходимости ускоренного внедрения национального техрегламента по новым бездымным продуктам и системам.
– Нельзя недооценивать потенциальные риски, которые несет ввоз в страну непроверенных, несертифицированных товаров данной категории. Речь идет, в частности, о жидкостях, пары которых вдыхают люди при использовании электронных сигарет. Компонентный состав этих жидкостей должен строго регулироваться. Всем известна печальная история в США двухлетней давности, и мы не должны допустить подобного, здоровье людей – превыше всего, – отмечает он.
Очень странно, что в минздраве РК, как уже отмечалось, не только не выступили инициаторами регулирования бездымной никотиносодержащей продукции – чиновники ведомства выступают против такого регулирования.
– Я поднимала данный вопрос в ходе обсуждения Кодекса о здоровье, говорила о том, что нам необходим регламент и что нам следует четко разделить традиционные табачные изделия (сжигаемый табак – то есть сигареты, кальяны, трубки и т. д.) и бездымные продукты, такие как нагреваемый табак или жидкости для вейпинга. Ведь они абсолютно разные по свойствам и технологии. Объединяет их только наличие никотина, и ничего более. Однако в минздраве стремятся свалить всё в одну кучу. Их позиция: раз по сигаретам техрегламент есть, то ничего больше создавать не надо, – комментирует Бахыт Туменова.
Корень зла – лоббизм?
Складывается ощущение, что одной из причин такой странной позиции минздрава стало сотрудничество с некоторыми организациями при разработке Кодекса о здоровье. Напомним, тогда возобладал подход, навязанный рядом НПО: мол, надо уравнять сигареты с бездымными системами по принципу: “Всё это – зло”.
Безусловно, никотин вреден. Но основной вред курильщику наносит дым, содержащий десятки ядов, что давно научно доказано.
Принцип меньшего из зол, на котором построена принятая ВОЗ концепция снижения вреда, никто не отменял. Когда в таких странах, как Великобритания, Австралия, Япония, заядлым курильщикам врачи рекомендуют переходить с сигарет на бездымные продукты, потому что вред последних значительно меньше, у нас продолжают упрямо смешивать их с сигаретами. Когда цивилизованный мир продвигает и развивает инновации, наши чиновники от здравоохранения упрямо выступают против.
Почему же они так яростно сопротивляются? Причин может быть несколько. Либо они абсолютно некомпетентны в вопросах, связанных с табачным дымом, что вряд ли. Либо общественные организации, с которыми сотрудничает минздрав (и на поводу которых идет), прикрываясь антитабачной деятельностью, на самом деле лоббируют как раз интересы поставщиков традиционных сигарет. Такая “двойная игра” в лоббистских структурах Запада давно известна, и почему бы ее не освоить нашим, казахстанским? Тем более что спонсировали наших антитабачников в свое время именно американские фонды.
Логика простая. Продажи традиционных сигарет стремительно падают на фоне роста потребления вейпов и систем бездымного нагревания табака. Производители сигарет теряют огромные деньги. И данная тенденция будет только усиливаться. Всё больше курильщиков будут отказываться от сигарет в пользу менее вредных альтернатив. Поэтому производители активно продвигают тезис о том, что бездымные продукты якобы так же небезопасны, как и сигареты, или даже еще более вредны. Ясное дело, что они маскируют источники: вопрос, кому выгодно, всегда актуален.
Использование антитабачных фондов и ассоциаций для насаждения выгодных сигаретным королям тезисов – это ли не лучшая маскировка?
Для минздрава было бы правильнее прислушаться к голосу ученых, вникнуть в общедоступные данные исследований и понять, что в интересах здоровья казахстанцев все никотиносодержащие продукты должны быть не только регламентированы, но и четко разделены на дымные (использующие горение) и бездымные. Потребитель имеет право на выбор и на достоверную, объективную информацию о любом продукте. Минздраву следовало бы строить пропаганду здорового образа жизни именно на этой основе, а не на сотрудничестве с непонятными организациями, продвигающими явно ложные тезисы и вводящими людей в заблуждение.
Муса САТАЕВ, Алматы