Вопрос был задан ведущим общественно-политического дискуссионного клуба «АйтPARK» Нурланом Еримбетовым.
— Надо еще посмотреть, чем закончатся события в Кыргызстане, но вряд ли новые власти попросят американцев убрать оттуда военно-воздушную базу. То, что сын Бакиева сейчас находится в США, является случайностью и никак не связано с политикой Америки в отношении событий в Киргизии. США вряд ли будут делать на него ставку, Отунбаева лучше.
По поводу тех оценок, которые дало руководство России событиям в Бишкеке, Грэхэм заметил:
— Мне кажется, что российское руководство не недовольно тем, что произошло.
А с какими понятиями ассоциируется Казахстан для эксперта лично? На этот вопрос, задаваемый всем гостям клуба, г-н Грэхэм ответил: Центральная Азия, «мост» между Европой и Азией, нефть и газ, интеллигентный народ, Семипалатинский полигон.
Естественно, после озвучивания последнего понятия на повестке дня возникла «ядерная» тема. Комментировать, как того просил ведущий, статью президента Казахстана Назарбаева «Глобальный мир и ядерная безопасность» эксперт не стал, сославшись на то, что ее не читал. Но признал содержащийся в ней тезис, что в сегодняшней мировой политике существует проблема двойных стандартов. Но первый шаг в нужном направлении в решении этой проблемы сделан недавним подписанием договора между США и Россией.
— Ядерная энергетика это будущее, и нам надо как-то создать возможность для всех развивать мирный атом и в то же время прекратить распространение ядерного оружия, — считает он.
В то же время, г-н Грэхэм не согласен с мнением г-на Еримбетова, что за все предыдущие годы ничего реального для предотвращения расползания ядерного оружия сделано не было. Сколько ядерных держав сейчас в мире? «Пять крупных, плюс Пакистан, Индия, Северная Корея и Израиль». Для шестидесяти лет это довольно мало, ведь сорок лет назад было опасение, что в течение 10-15 лет их появится до 30-40. Проблема, конечно, остается. Особенно вокруг того, что происходит с Северной Кореей и Ираном. Но результаты не такие плохие, считает американский эксперт.
Как известно, президент Назарбаев предложил в своей статье Казахстан в качестве страны, которая может хранить на своей территории международный банк ядерного топлива.
Что думает об этом г-н Грэхэм? Он ответил:
— Хорошая идея. Почему бы нет? Казахстан не станет заложником недоброго интереса разных сил к этим материалам. Мы вели такие переговоры с нашими российскими и казахстанскими коллегами, когда я работал в администрации президента Буша. Это уменьшит риск распространения технологий производства материалов для ядерного оружия. Время для этого уже пришло. Это не будет только казахстанский объект, он будет находится под контролем МАГАТЭ и всех ядерных держав. Ну, скорее всего России, США, Великобритании, Франции, Китая.
Много вопросов, заданных американцу, касались процессов, идущих в Ираке. Он считает, что, несмотря на все трудности и ужасы, там стало лучше, чем было при Саддаме.
Но ведь там каждый день гибнут люди, заметили из зала. А что, они не гибли во времена Саддама Хусейна? Тогда там была стабильность «политического кладбища». Уровень жизни сейчас несколько выше, чем был раньше, и там курды, шииты и сунниты участвуют в политическом процессе.
Еще один вопрос, заданный эксперту, звучал так: «Все чаще можно услышать, что современные международные политические структуры, в том числе ООН, не соответствуют современным задачам. Так ли это? И что с этим делать?»
— Надо понять, что мы живем в новый период. Не только закончилась холодная война, но и период после нее. То есть, те надежды, которые существовали двадцать лет назад, что история как таковая закончилась, что будущее — за свободой и демократией, оказались иллюзиями. И сейчас это видно особенно: с началом финансового кризиса мы вступили в новое время великих потрясений. Оно продлится до того этапа, когда будет создано новое мировое равновесие. Того времени, когда создавались нынешние международные институты, уже не существует. Надо либо реформировать их, либо создать новые, адекватные сегодняшней ситуации.