Уятмен — персонаж, созданный известным художником-карикатуристом из Алматы Муратом Дильмановым, чтобы высмеять нарастающую в обществе склонность к осуждению и выискиванию недостатков, сообщают Иносми.ру со ссылкой на интернет-издание Eurasianet.org.
За последнее время появилось много новых примеров вышеупомянутой склонности, указывающих на то, что эта тенденции не ослабевает, а, возможно, напротив, только нарастает.
В связи с этим американские журналисты вспомнили самые яркие случаи борьбы с уятом в Казахстане, а также привели мнения сторонников и противников этого противоборства внутри общества.
В качестве примера иностранные СМИ рассмотрели инцидент с 22-летней алматинкой Айжан Байзаковой. Актриса и звезда соцсетей была задержана полицией 17 декабря и лишена свободы на трое суток за мелкое хулиганство. Действия сотрудников правоохранительных органов были реакцией на сообщение, что во время вечеринки в одном из ночных клубов мегаполиса Байзакова предлагала девушкам полностью раздеться за денежные призы. Я лучше буду сучкой, чем чьей-то токал – Айжан Байзакова
На Айжан посыпались оскорбления и даже угрозы физической расправы. В интернете широко разошлось видео, на котором агрессивно настроенные мужчины осуждают Байзакову за ее действия. Затем мужчина средних лет высказывает решительное осуждение «легкомысленного поведения» женщин и обращается к казахским мужчинам с призывом поддержать его и пресекать подобные действия.
— Танцевали стриптиз, надев саукеле. Что это за ужас и позор? Мы адресуем этот видеоролик всем, у кого есть честь и гордость. Поддержите нас! — заявил этот мужчина.
Затем, за несколько дней до Нового года, возле клуба Байзаковой собрались несколько десятков разъяренных мужчин, которые угрожали разрушить здание заведения, если оно не будет закрыто. В итоге через несколько дней Байзакова сообщила о закрытии заведения.
Типичным "уятменом" и прототипом созданного Дильмановым персонажа является Талгат Шолтаев, прославившийся в 2016 году. Весной того года в соцсетях разразился скандал из-за скульптуры влюбленных мужчины и женщины в городском парке Астаны, столицы Казахстана. Многие жители города возмутились тем, что в фигуре девушки отчетливо проступают очертания грудей, что, по их мнению, унижает честь и достоинство казахской женщины. Однако власти заявили, что скульптура не нарушает норм нравственности.
Тогда г-н Шолтаев накрыл тело бронзовой девушки платком, что, по его мнению, обеспечило благопристойность не только статуи, но и всех казахских женщин.
— Если честно, стыдно даже смотреть на это, — сказал он тогда в интервью телеканалу КТК. — У меня сердце разрывается. В первую очередь, это позорит наших матерей и сестер.
Почерпнув вдохновение из этого эпизода, Дильманов превратил Шолтаева в уятмена, полноватого персонажа в сером костюме, вооруженного накидкой, похожей на ту, которой он прикрыл статую в Астане.
Супергерой Дильманова — сатирический персонаж, но за шуткой кроется серьезная проблема. Как Дильманов объяснил Eurasianet.org, он считает, что защитники нравственности ущемляют базовые свободы граждан.
— Уят в Казахстане бывает разный — созидательный и разрушающий. В первом случае — правильное воспитание детей, во втором — травля и агрессия, — сказал Дильманов.
Aлматинский врач Асель Баяндарова олицетворят то, что ненавидят уятмены. Эротичные фото пропагандирующей свободу казахской женщины Баяндаровой стали появляться на страницах гламурных журналов.
Сама Асель стала известной после своего скандального поста в Facebook, в котором она заявила, что казахская женщина не обязана подчиняться глупым условностям традиционного общества. Текст, набравший около 20 тысяч лайков и 8 тысяч комментариев, сопровождался фотографиями, где она была полуобнаженной. Реакция публики варьировалась от грубых оскорблений до искренней поддержки.
Тем не менее, Баяндарову поддержали другие казахстанские женщины, которые начали выкладывать свои фотографии в стиле ню в соцсеть, выражая протест против давления защитников морали.
— Женщина в Казахстане не чувствует себя свободной. Нужно быть очень сильной, чтобы уметь противостоять давлению общества. Обычной женщине такой груз нести тяжело, — сказала Баяндарова Eurasianet.org.
По ее мнению, причина уята — в инфантильности, незрелости казахстанского общества.
Однако выступающие за укрепление морали, вроде Нурбола Аханова, врача и сотрудника Национального научного кардиохирургического центра, считают, что для блага нации необходимо бороться с распущенностью.
— Есть такая пословица: «Если портится мужчина, то рушится семья. Если портится женщина, то рушится народ». Речь идет не только о разложении нравственных, культурных ценностей, — сказал Аханов Eurasianet.org. — Основная масса аудитории, на которую влияет такое поведение — это подростки, которые имеют низкий уровень критической оценки и просто копируют такой образ жизни, чтобы быть «в тренде». Отсюда и растущая статистика абортов и беременности у подростков в Казахстане, а также венерических заболеваний и ВИЧ.
Но, как отметил публицист Мади Мамбетов, если раньше образом блюстителя морали была старушка на скамейке у подъезда, которая не давала проходу молодым соседкам, то сегодня это гетеросексуальный мужчина титульной национальности. Также атаки моралистов, как и в других уголках мира, переселились в интернет.
Когда в 2016 году казахстанка Данара Кульжанова пронесла флаг Казахстана на нью-йоркском гей-параде, реакция уятменов не заставила себя ждать. Началась такая травля, что девушка не выдержала и удалила свои страницы в соцсетях.
Гульмира Илеуова, президент Центра социальных и политических исследований «Стратегия», отметила, что в Казахстане преобладает сельское общество с коллективистским духом, в котором мужчина играет главенствующую роль.
— Девушке в Казахстане легче родить и выбросить ребенка, чем воспитывать его вне брака. В этой системе морали первое кажется более приличным, нежели второе, как это ни странно, так как местная нравственность запрещает девушке вступать в сексуальные отношения до брака, — сказала Илеуова Eurasianet.org.