Американская мечта – дети из Казахстана - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+15 °C
Алматы
2024 Год
28 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Американская мечта – дети из Казахстана

Американская мечта – дети из Казахстана

Супруги из Калифорнии Джоэн и Джефри Гарб усыновили пятерых сирот из Караганды. Эта история началась девять лет назад. В то лето Джоэн и Джефри Гарб купили дом в Лос-Анджелесе. Четыре спальни, большая гостиная… Зеленый газон. Словом, американская мечта.

  • 13 Февраля 2009
  • 1699
Фото - Caravan.kz

Хорошая работа, отменное здоровье, достаток, позволяющий каждый год проводить отпуск на горнолыжном курорте, ужинать вечером в ресторанах и не опасаться за будущее.

Сегодня Гарбы вспоминают о прошлой жизни с улыбкой, но без сожаления.

– Все началось с дома, – вспоминает Джоэн. – Он растревожил старую боль. У нас не было детей. И как раз в то лето к нам в город привезли детей из России и других стран СНГ по программе летних каникул. Многие наши соседи взяли детишек к себе в семью на лето. Мы с Джефри не обсуждали эту тему, но за долгие годы научились понимать друг друга без слов. Я не удивилась, когда Джефри однажды вечером сказал: ну хорошо, можешь пригласить к нам девочку.

Так в доме Гарбов появилась семилетняя Настя из Караганды. Белокурый ангел. Джефри увидел малышку и… потерял покой.

– Мы сразу сказали координаторам программы, что хотим удочерить девочку. Но возникло неожиданное препятствие. В Караганде, в детском доме, откуда приехала Настя, были еще два ее младших брата – пятилетний Толик и шестилетний Дима. Казахстанский закон из соображений гуманности не позволяет разлучать родных малолетних братьев и сестер. Перед Гарбами встала сложнейшая дилемма: отказаться от Насти или забрать троих. Их предупредили: мальчики с задержкой психического и физического развития.

Родительский дом

В семье Насти детям трудно было не отстать в развитии. Мать и отец трезвыми почти не бывали, но при этом аккуратно каждый год рожали по ребенку. Успели произвести на свет восьмерых детей, прежде чем их лишили родительских прав. Вернее, к тому времени лишать пришлось только мать, потому что многодетный отец умер, не выдержав такой жизни.

Настю, Толика и Диму отправили в один детский дом. Им повезло. Детский дом был неплохой. И работали там добрые люди.

Еще двух девочек распределили по разным детским домам для трудных подростков. Лене было 14. Невзрачная, худенькая, с сильным косоглазием, она была постоянным объектом отцовской ненависти и злобы.

– На ее долю выпало столько побоев, издевательств и мучений, что просто невероятно, как она выжила, – говорит координатор программы по усыновлению детей Марина Турапина.

Три старшие дочери к тому времени были уже совершеннолетними.

Наши люди в Голливуде

Но вернемся в Лос-Анджелес. Когда летние каникулы закончились, Гарбы со слезами простились с Настей, которую уже называли Мелиссой и считали своей дочерью. Они не скрывают: решение далось непросто.

– Мысль о том, что в нашей семье могут появиться сразу трое детей, ошарашивала, – вспоминает Джоэн. – Но со временем все как-то улеглось. Я уже думала, как распределить комнаты, как все устроить… Настя в Караганде изучала английский язык, мы платили за учебу. Часто звонили, говорили с ней. Она все время спрашивала: когда вы приедете?

Но прошел почти год, прежде чем Гарбы смогли вернуться в Караганду, уладить все юридические дела, получить решение суда, и Настя-Мелисса, Дима-Дэниель и Толик-Джейкоб с новыми родителями вылетели в Америку.

Настя словно вернулась в родной дом.

– В первый же день она назначила свидание соседскому мальчишке Тиму, – со смехом рассказывает Джефри. – Они так и дружат с тех пор. А Джейкоб и Дэниель были совсем малышами, быстро привыкли.

Вести из Караганды

А потом Гарбы написали в Караганду, попросили разузнать по возможности о судьбе еще двух сестер своих малышей – Ани и Лены. Возможно, они нуждаются в помощи?

Аню разыскали довольно быстро. А вот Лена…

– Ни мать, ни старшие сестры понятия не имели, где девочка, – рассказывает Марина Турапина, занимавшаяся поиском сестер. – И вот однажды приехала в детский дом для трудных подростков в отдаленном районе. И вдруг в коридоре вижу… Лену. В тот же день написала Гарбам, сообщила адреса детских домов, куда они могут теперь звонить или присылать письма.

Чудеса на Рождество

– Мы получили письмо накануне Рождества. Я прочитала и взглянула на Джефри. Он сделал страшные глаза и взмолился: “Нет! Джоэн, дорогая, нет! Мы будем просто помогать этим девочкам! Напиши и спроси у них, какие подарки они бы хотели получить на Рождество?”.

Джоэн написала. И получила ответ от Лены. “Ничего нам не надо, – писала девочка. – Только одна просьба: пришлите нам фотографии братишек и сестренки…”

Это решило все. Джефри начал укладывать чемоданы. А Джоэн написала в Караганду: “Мы, наверное, сошли с ума. Но мы забираем Аню и Лену. Готовьте документы”.

Хеппи-энд

Сегодня большая семья Гарбов живет в том самом доме с зеленой лужайкой. И все у них хорошо. Джефри много бегал с детьми по врачам и психиатрам, у всех пятерых были проблемы со здоровьем, плохие зубы, неважное зрение, Лене сделали несколько операций по исправлению косоглазия. Сейчас она учится в колледже, ее будущая профессия – психолог. Аня оканчивает школу. Настя-Мелисса учится в 11-м классе и остается любимицей Джефри.

Все дети Гарбов – отличные спортсмены, обожают баскетбол. Аня даже выступает за известную молодежную команду. И у каждого Гарба есть… своя персональная кошка.

Тени прошлого

Одним отпуском Гарбы пожертвовали ради свидания приемных детей с их родиной и биологической матерью.

– Мы не хотели, чтобы наши дети забывали свои корни, – говорит Джефри. – И потом, мы же знали, что в Караганде у них остались мать и три сестры.

Сначала Джефри хотел приехать в Караганду с двумя старшими девочками. Но потом на семейном совете решили: лететь надо всем! Сумасшедшие, что тут скажешь.

Прилетели в Караганду, навестили всех. Привезли подарки, продукты. Не все встречи были радостными, но Гарбы выполняли свой долг. Они ведь по-прежнему убеждены, что остаются в долгу перед страной, из которой увезли детей.

Информация для размышления

В Казахстане, по официальной статистике, более 48 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 75 детских домов, 29 детских домов семейного типа, 24 дома юношества, 19 приютов, 8 частных детских домов, три деревни “SOS Киндердорф”.

По официальным данным Минздрава РК, “98 процентов воспитанников детских домов больны, отстают в физическом и психическом развитии”.

У таких детей очень мало шансов быть усыновленными в принципе и соотечественниками в частности. Даже в детские деревни “SOS Киндердорф” отбирают только физически и психически здоровых детей.

С 1999 по 2007 год иностранцы усыновили 7317 казахстанских сирот. 90 процентов из них имели отставание в физическом и психическом развитии, больны наследственными венерическими заболеваниями. Это тоже официальные данные Минздрава.

За прошлый год из детских домов Казахстана было усыновлено 1676 детей. Иностранцы усыновили 370 детей. Из них только 40 официально считались здоровыми. Остальные 330 детей имели тяжелые патологии в развитии, хронические болезни, 18 нуждались в серьезных операциях. Граждане Казахстана за это время усыновили или взяли под опеку 1300 детей. Только 100 ребятишек имели незначительную задержку психического развития.

Вот такая статистика…

Татьяна Тен, фото автора, Караганда