Амангельды Шабдарбаев рассказал, за что посадили Мухтара Джакишева - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Амангельды Шабдарбаев рассказал, за что посадили Мухтара Джакишева

Амангельды Шабдарбаев рассказал, за что посадили Мухтара Джакишева

На днях в Алматы на площадке Казахского национального аграрного университета прошел турнир по волейболу. Правда, игроками выступили вовсе не студенты вуза, а именитые генералы спецслужб, бизнесмены, профессора и академики.

  • 6 Марта 2016
  • 34644
Фото - Caravan.kz

Сбросив свои погоны, офицеры высшего звена, позабыв о возрасте и субординации, на виду у болеющих за них студентов боролись за звание чемпиона. Среди них заметно выделялась фигура экс-председателя КНБ РК Амангельды Шабдарбаева. Знаменитый чекист бойко отбивал удары соперников, показывая чудеса эквилибристики.

Правда, команда из Алматы, которую представлял Шабдарбаев, проиграла шымкентским волейболистам. Перед ответным матчем-реваншем корреспондент “КАРАВАНА” поспешила выразить “сочувствие” именитому генералу-волейболисту, а заодно поинтересовалась, чем занимается на пенсии легендарный чекист.

– Амангельды Смагулович, несмотря на возраст, вы находитесь в прекрасной физической форме. Давно в волейбол играете?

– Можно сказать, что всю жизнь. Раньше в молодости играл за сборную Казахстана в составе знаменитого “Буревестника”. Эта команда дважды выигрывала Кубок чемпионов Европы. А то, что сейчас на турнире мы проиграли шымкентцам, – ничего, еще отыграемся. Могли бы выиграть, но перегорели. Посмотрите на их команду: высокие парни, ростом под 190 сантиметров, да и по возрасту они моложе. Но главное ведь не победа, а участие.

Подобные соревнования среди ветеранов волейбола мы проводим уже в седьмой раз. Следующим эстафету примет Шымкент. Через два года такой же турнир пройдет в Таразе. Нынешний прошел на высоком уровне, активность команд была хорошей. Прибыли команды ветеранов волейбола из Узбекистана, Киргизии, Астаны, Талдыкоргана, Жамбылской, Южно-Казахстанской областей, были команды от вузов Алматы. На открытии турнира выступили с приветствиями видный государственный деятель Кенес Аухадиев, поэт Олжас Сулейменов, наш земляк, заслуженный тренер Советского Союза, тренер сборной команды СССР Геннадий Паршин, супруга выдающегося тренера команды “Буревестник” по волейболу Зангара Джаркешева – Зульфия, народный артист Ескендир Хасангалиев.

– А вы не обижаетесь на то, что вас отстранили от дел “по достижении пенсионного срока”, хотя на тот момент вам еще не было 63 лет? Чем сейчас занимаетесь?

– Вовсе нет. Я полон сил. Сейчас стараюсь наверстать упущенное. Слава Богу, все нормально, занимаюсь коневодством. У меня есть хорошие лошади, которые участвуют даже в международных скачках, правда, пока особых успехов и призов не приносят. Недавно создал свою небольшую фирму. Этакий маленький бизнес. Там и коневодство, и сельское хозяйство. Кроме того, у меня сейчас взрослые сыновья, дочери еще маленькие, с ними занимаюсь.

– Если вас позовут обратно в органы, согласитесь?

– Нет, не пойду. Я наконец-то занимаюсь тем, что люблю: играю в волейбол и большой теннис, катаюсь на лыжах и лошадях. Я никогда не бросал спорт. Вы видели, как я играл? Ни один мяч не потерял, падал на “ласточку”, вытаскивал трудные мячи, но не всегда мяч был подхвачен игроками, и не всегда комбинация была красиво завершена. Сам я не хочу возвращаться назад в органы. Сейчас нет ни минуты свободного времени. Много времени уделяю семье, воспитываю дочек, участвую в соревнованиях, посадил на двух гектарах земли две тысячи саженцев знаменитого апорта, которые должны дать первые плоды уже через два года.

– Неплохой заголовок мог бы получиться: “Шабдарбаев сажает теперь не людей, а деревья”…

– А кого я сажал?

– Ну, например, бывшего главу “Казатомпрома” Мухтара Джакишева или главного редактора газеты “Начнем с понедельника” Рамазана Есергепова?

– Если бы я посадил академика, ученого, преподавателя, то вы могли бы меня в чем-то упрекнуть. А Джакишев, будучи главой “Казатомпрома”, нанес государству огромный урон. Большая часть еще не разработанного и находящегося под землей урана была распродана иностранцам практически за бесценок. Как глава ведомства, он должен был ответить за это. Поэтому и было возбуждено дело. В ходе следствия и в суде его вина была доказана, нанесенный многомиллиардный урон также был доказан. Без его ведома эти вопросы не решались. Факт остается фактом.

Что касается Есергепова, то он с подачи бывшего сотрудника КНБ опубликовал в своем издании госсекреты. А когда им занялось следствие, стал прятаться то в французском, то в американском посольстве, выдавая себя за преследуемого по политическим мотивам. Кстати, помимо него был осужден за распространение госсекретов и наш бывший сотрудник КНБ.

А так мы ни с кем не судились и давали всю исчерпывающую информацию, но в рамках закона.

– Недавно пресс-служба КНБ распространила заявление о том, чтобы СМИ перед публикацией материалов об органах спецслужб в обязательном порядке их согласовывали с ними. Как вы это прокомментируете?

– Комментировать я не буду. Но всему есть, конечно, свой предел. Если журналист стал публиковать госсекреты, искажать факты, наносить урон имиджу государства, то КНБ должен реагировать. А как вы говорите, чтобы согласовывались любые материалы, этого нет. Когда я работал председателем КНБ, то не прятался от прессы. Всегда говорил открыто. Разрешил своему пресс-секретарю Бекназарову выступать на брифингах, давая информацию о том, как мы боремся с терроризмом, наркотрафиком. Об этом народ должен знать. Отвечали на все запросы СМИ. Мне тогда даже намекнули, что чекисты должны больше смотреть и слушать, а не говорить, тем более в прессе.