То, что было под грифом “секретно”
На экране – Берик АЙТЖАНОВ в библиотеке (он сыграл роль Ермухана Бекмаханова). Слышу голос: “Мама, это папа в библиотеке в Ленинграде”. Наверное, такие комментарии кого-то раздражают. Но не сейчас. Каким-то шестым чувством понимаю: рядом сидит она… Муза Бекмаханова – его жена Халима.
Потом они еще не раз продолжат эту взволнованную перекличку: когда на экране появится актер Бахытжан АЛЬПЕИСОВ в роли академика Каныша САТПАЕВА. И как-то удивительно греет эта связь между тем, что происходит на экране и здесь, в зале, среди живых голосов, реагирующих на фильм почти по-детски непосредственно. Ведь на экране проходит жизнь их отцов и матерей, дедов… После просмотра Нурлан Жармухамедов поделился своими впечатлениями:
– Режиссер провел большую работу. Сценарий только два года писал! И сделал это с искренним проникновением не только в личности героев, но и с уважением к истории народа.
События разворачиваются в трех временных отрезках – середине XIX века, в 40–50-е годы и конце 60-х годов века ХХ. У каждого времени свой герой – Кенесары КАСЫМОВ (его сыграл Санжар МАДИЕВ), Ермухан Бекмаханов и журналист Рамазан ДУМАН (Азат НУРТАЕВ). Что их связывает? “Заинтересованность в судьбе казахского народа” – так создатели фильма обозначили его идею.
Сам Сатыбалды Нарымбетов считает, что снял это кино для потомков – молодых людей, которые, возможно, читали историю, но в другом ключе:
– Наша история – как зеркало нации, долгое время оно было задернуто полотном. В фильме есть фраза Халела ДОСМУХАМЕДОВА, который говорит, что порой мы уподобляемся собаке, которая, увидев в зеркале свое отражение, лает на него, не понимая, что это она и есть. Для меня было главным вытащить то, что находилось под грифом “секретно” в архивах, и политкорректно перенести это на экран…
Такие женщины не стареют
У части аудитории сложилось впечатление, что персонажи на экране несколько идеализированы.
Так, был задан вопрос: почему Бекмаханов показан почти святым? На что режиссер ответил:
– Я много узнал от супруги Бекмаханова Халимы-апай, но не посмел воспользоваться ее благодушием и дал многие моменты лишь полунамеком, чтобы зритель сам додумал.
Образ Кенесары Касымова, которого в учебниках прежде подавали как “степного разбойника”, также дает понять: не так-то прост был опальный в имперских кругах хан. Санжару Мадиеву удалось передать не только его величие, но и трагедию, и неизбежность поражения.
Жену Ермухана Бекмаханова – Халиму – сыграла Карлыгаш МУХАМЕДЖАНОВА. В фильме она предстает в двух образах – в молодости и после смерти мужа. Режиссер намеренно оставил ее молодой, лишь слегка убелив сединами. Такие женщины не должны стареть… Сама Халима-апай (см. видео, где она принимает поздравления с премьерой фильма), как выяснилось, принимала в съемках участие начиная с момента написания сценария до утверждения актеров на главные роли. По ее мнению, образ мужа получился очень похожим.
Хорошо известный на постсоветском пространстве актер Азиз БЕЙШЕНАЛИЕВ сыграл сотрудника НКВД. Некоторые журналисты задавались вопросом: каково ему, киргизу, играть в кино, где один из героев – Кенесары – был предан и обезглавлен киргизскими соратниками?
– Для меня в этом нет никакого противопоставления, – отвечает актер. – Возьмите Германию и Францию, не раз воевавших друг против друга. Но это не мешает им быть союзниками в объединенной Европе. А вообще, приезжая из Москвы, я – человек, в котором намешано много кровей народов Центральной Азии, воспринимаю Казахстан как еще один дом…
В прокат “Казахфильм” планирует выпустить фильм “Аманат” осенью.
Алматы