Со вторника полиция контролирует движение каждого алматинца через систему “Сергек”. Об этом “КАРАВАНУ” рассказал председатель регионального совета Палаты предпринимателей Алматы и глава компании “Учет.кз” Максим БАРЫШЕВ.
– Максим Анатольевич, зачем нужна информационная база InfoAlmaty?
– В условиях ЧП алматинцы сначала могли передвигаться по городу по справкам, выданным работодателями. 6 апреля Оперативный штаб при акимате принял решение от них отказаться. На втором этапе начали принимать заявки от предпринимателей, вошедших в Список по разрешенным отраслям и видам деятельности. Эту базу формировали руководители предприятий, ее передали на рассмотрение в штаб. Заявки анализировали вручную. Затем департамент полиции выгружал информацию на планшеты полицейских. Вся эта процедура занимала до 16 часов. Иногда уходили сутки. Надо было упрощать работу системы.
– Почему работу по разрешительной системе акимат передал “Атамекену”?
– Первоначально мы разрабатывали ее для удобства предпринимателей. В связи с высокой готовностью “боевой версии” было принято решение ее применить. Платформа позволяет автоматически собирать и обрабатывать данные, выгружать их в базу полиции. Программа не позволяет некорректный ввод ИИН или госномера автомобиля. Поэтому все данные в портале достоверны. Они сверяются с информацией департамента госдоходов. Полностью исключен человеческий фактор. Сегодня каждый может посмотреть, имеет ли он доступ к транспортному проезду и пешему проходу.
Справка “КАРАВАНА”
Интегратор InfoAlmaty.kz разработан по инициативе Палаты предпринимателей. Компания “Учет.кз” имеет ряд разрешительных документов: на сверку ЭЦП, количество работников на предприятиях и на актуальные данные, которые НПП собрала в 2019 году в рамках “общестранового скрининга”.
– Сколько стоило создание платформы?
– На разработку денег из бюджета не давали. Мы сделали ее бесплатно, силами нашей команды. Кстати, сейчас идут переговоры о передаче нашей платформы в другие регионы. Система зарекомендовала себя вроде неплохо. Она выдерживает высокие нагрузки. Отказоустойчивая. Поэтому ее вполне возможно расширять.
– Где же ваша выгода?
– Это моя социальная ответственность. За использование продукта я денег не беру. Базу по Алматы я также не получаю. Она остается в штабе при акимате. Я доступа к информации не имею. И также не могу влиять на решение штаба.
– InfoAlmaty.kz должна была заработать 16 апреля. Потом ввод перенесли на сутки. Потом еще на 4 суток. Что пошло не так?
– К 16 апреля мы должны были завершить сбор всей информации. Список был передан на согласование в штаб по ЧП Алматы. Но на его заседании определили новые отрасли экономики, которые должны были начать работу 20 апреля. Решили объединить и запустить всё вместе.
На 21 апреля портал InfoAlmaty.kz уже выдал разрешение на работу, и сейчас он использует две базы: прежнюю и собственно новую. В пятницу прежняя база закрывается. Будет работать только новая система.
Справка “КАРАВАНА”
По информации оперативного штаба Алматы, база данных InfoAlmaty работает с базой “Сергек”. Но ДГД она доступна через приложение “Сергек. Патруль”, которое устанавливается на планшетах полицейских. Стационарная система видеофиксации “Сергек” для контроля за передвижением горожан использоваться не будет.
– Сейчас компании активно увольняют или набирают персонал. Как можно в системе изменить/добавить имена сотрудников для компаний, деятельность которых разрешена?
– Мы прорабатываем личный кабинет на портале. Там можно будет добавлять новых людей, ГРНЗ автомобилей или исключать прежние. На этой неделе эта функция появится. Пока система работает следующим образом: новых людей надо будет загружать просто новым списком. После того как включим кабинет, там уже можно будет удалять старых.
В штабе лежит 214 запросов на разрешение работать. Список постоянно пополняется компаниями, которые зарегистрированы не в Алматы, но работают они в городе.
– С чем связано ограничение – 1 машина на 10 человек в одной организации?
– Это требование сразу нескольких министерств. Надо знать, кто конкретно находится в автомобиле. Для того, чтобы контролировать распространение инфекции. Если водитель заразился, сразу же будет отработка по нему.
Справка “КАРАВАНА”
НПП “Атамекен” провела опрос предпринимателей по различным отраслям. Анкеты заполнили 2 148 респондентов. По итогам исследования вышло, что 44% предприятий на время ЧП и карантина полностью приостановили свою работу. Их убытки суммарно оцениваются в размере 232 миллиарда тенге
Пока устойчиво себя чувствует только сельское хозяйство. В кризисном или неустойчивом состоянии оказались: туризм (на это указали 70% опрошенных в этой отрасли), ресторанный бизнес – 60%, строительство – 63%, торговля – 55%, IT-услуги – 53%, образование – 43%, обрабатывающая промышленность – 54%. Четверть доли опрошенных предприятий ожидает снижения объемов производства до 50% и удорожания стоимости производимых товаров на 20%.
АЛМАТЫ